Как работает ProRes в iPhone 13? Разбор
За последние годы iPhone закрепился в качестве главного смартфона для съемки видео (прежде всего за счет того, что Instagram не портит Stories под iOS.
Он действительно местами здорово снимает. Но в этом году выкатили поддержку ProRes, минута видео в котором занимает 6 ГБ. Наверняка, вы про это слышали. Сегодня мы разберемся, что это значит? Конечно, сравним и выясним, есть ли смысл?
Давайте сначала разберемся, что такое ProRes. Это кодек. А что делает кодек? Как вы представляете, видео — это поток статических картинок — кадров. В нашем обзоре сейчас 30 кадров в секунду.
И в идеальном мире видео должно содержать целиком каждый отдельный кадр в виде картинки, но это занимало бы слишком много место. Такое могут позволить себе только профессиональные видео и кинокамеры. Такие форматы называются RAW, от английского слова — сырой.
Кодек — это такой механизм запихивания картинок в файл так, чтобы они занимали поменьше места, но не потеряли полезную информацию. По сути, это сжатие по принципам архиватора.
Самые распространенные кодеки H.264 и H.265 (он же HEVC). Они используются в большинстве смартфонов и в интернете. Еще есть AV1 — его любит YouTube, мы рассказывали про него в отдельном материале.
И, по сути, это так называемые кодеки для доставки видео. Они умеют компактно хранить уже готовое видео и быстро загружать его на ваш смартфон.
Чем же отличается ProRes?
Главная его фишка — он намного меньше сжимает видео. И это дает нам три вещи:
- Его не надо распаковывать. Это значит, что такие файлы быстрее ворочаются при монтаже, если софт и железо поддерживают формат.
- Он хранит больше информации. Это значит, что в видео будет больше деталей и цвета можно неплохо тянуть на цветокоррекции.
- Он занимает НАМНОГО больше места, но к этому еще перейдем.
По сути ProRes — это нечто среднее между RAW и кодеками доставки вроде Н.264 или H.265.
Практика
Давайте посмотрим, что умеет ProRes на iPhone 13?
Важная ремарка — заработал ProRes только на iOS 15.1 и его надо включить в настройках камеры. После этого в приложении появится кнопочка, а также информер, на сколько минут подобного видео у вашего устройства хватит памяти. Кстати, режим поддерживают iPhone 13 Pro и 13 Pro Max, но не все — версия на 128 ГБ не получила поддержку этого режима. Причина простая — слишком маленький накопитель…
Чип A15 Bionic внутри iPhone 13 Pro и 13 Pro Max имеет модуль, который отвечает за декодинг и енкодинг ProRes.
Особенности сжатия ProRes:
Большинство кодеков хитрые, они кодируют кадры пачками. Видят какое-то движение в картинке и предугадывают его в следующем кадре. Хитро, но иногда возникают неточности. Особенность ProRes в том, что он сжимает каждый кадр независимо. Это много весит, но более надежно.
По сути, ProRes весит намного больше. Один и тот же клип в ProResзанимает в 34 больше места, чем в HEVC. Но зачем он это делает?
Все кодеки: и ProRes, и H.264, и H.265 (HEVC) сжимают видео, но делают это по-разному.
Виды Apple ProRes (все 10 бит)
- Apple ProRes 4444XQ,
- Apple ProRes 4444,
- Apple ProRes 422 (HQ),
- Apple ProRes 422,
- Apple ProRes 422 (LT),
- Apple ProRes 422 (Proxy)
Виды ProRes:
- Proxy
- LT 422
- 422
- HQ
- 4444 — 12 bit
- 4444XQ
В iPhone 13 Pro и 13 Pro Max используется кодек 422 HQ или точнее Apple ProRes 422 (HQ). Еще есть сторонний софт — приложение Filmic Pro — оно может сохранять видео в других режимах.
Сравнение
Очень похоже, что в видео с iPhone 13 Pro в формате Apple ProRes просто нет информации, которую можно было бы сохранить в таком формате. Причиной этому может быть, что матрица камеры в телефоне все равно маленькая. И сам процесс мобильной съемки подразумевает кучу вычислительного видео:
То есть смартфон применяет:
- Алгоритм резкости
- Цветокоррекцию, причем часто она накладывается на фрагменты ролика. Например, если вы снимаете лицо — его iPhone красит и светит отдельно.
- Работают нейронки.
И все это обрабатывается, чтобы выдавить слезинку, эссенцию того, что вы видите на экране. Лишней информации там просто нет.
Похожую вещь предположили двое профессиональных колористов, с которыми я консультировался.
Ну и главная проблема: съёмку в темноте это все равно не спасает. Там все алгоритмы трудятся на полной, чтоб хоть чтото выдать. И уже не важно, как это сохранять — хоть в рав.
Проблема в том, что в темноте iPhone, по-прежнему, снимает слабо. Это особенность мобильной камеры.
Почему занимает столько места?
Проблема даже не в том, что ProRes разрешили снимать не всем iPhone 13, а в том, что этот футадж оттуда хрен заберешь. И проблема — это использование разъема Lightning. Более того, если скидывать, используя AirDrop, на iPad Pro, допустим, чтобы что-то смонтировать, iPhone автоматически конвертирует ProRes в тот же РУМС перед отправкой! What?
Сколько будет копироваться одноминутное видео? 2,5-3 минуты!
Сколько занимает такое же видео в обычном формате? В разы меньше.
Итоги
Пока Apple ProRes можно применять очень точечно. То есть, если ты действительно снимаешь корпоративное видео или клип на iPhone, тогда имеет смысл использовать этот формат. Вдруг, что-то сможешь вытащить на монтаже. Но даже для такого использования: непонятно, что делать с хранилищем. Два часа в ProRes быстро забьют iPhone на терабайт. А сливать это будешь часами. Накопитель увеличить нельзя: карту не вставишь. И что же несколько iPhone 13 Pro покупать? Ну то есть странно.
Опять же возникает вопрос где такое видео использовать? Возможно, такой формат подойдет для документальных съемок, если снимаешь в местах куда сложно добраться.
Есть еще кинорежим или Cinematic Mode, в нем iPhone дорисовывает размытие заднего плана. Изначально я хотел сделать материал про него, но быстро оказалось, что для профессильнальной съемки если мы говорим о кино) это просто неприменимо. Телефон все делает сам, размытием и переводом фокуса сложно управлять. Ну и точность работы , как минимум пока, такая себе.
Post Views: 289