Оценка рынка доставки крупногабаритных заказов
Одна из особенностей крупногабарита — в том, что большая часть посылок занимает не одно место, а несколько — вплоть до 5–6. То есть один заказ разделяется на части и учитывается как несколько разных мест. Количество мест зависит от товарной категории, большое их количество особенно характерно для мебели и шин. Поэтому мы приводим два варианта оценки рынка: по количеству заказов, совершённых в магазинах крупногабаритных товарных категорий, и по количеству мест, соответствующих этим заказам.
Согласно оценке Data Insight, российские интернет-магазины в 2019 году отправили более 24,07 млн заказов тяжелее 10 килограмм(3). Это составляет примерно 5% от всего рынка логистики для электронной коммерции. Этому количеству заказов соответствует 53,95 млн грузовых мест. Доля заказов тяжелее 30 килограмм оценивается в 1,5% от рынка, то есть 7,06 млн. Для анализа рынка КГТ были выделены категории, доля крупногабаритных заказов в которых превышает 1% от всех заказов.
В оценке не участвует категория «Продукты питания», поскольку в этой категории действуют другие условия доставки крупногабаритных товаров. В каждой из выбранных категорий аналитики оценили долю доставок, содержащих КГТ. Оценка проводилась через опрос магазинов и курьерских служб. Полученная доля применена к общему числу заказов внутри категории по ТОП 3000 интернет-магазинов (около 80% всех заказов на рынке). Полученные значения проверялись на данных курьерских компаний. Число заказов с КГТ учитывает B2C-заказы российскими покупателям в российских интернет-магазинах.
Данные не учитывают трансграничные крупногабаритные товары и доставки, оформляемые на месте в оффлайн-магазине после совершения покупки. Наибольшее количество крупногабаритных заказов совершается в двух товарных категориях — мебель и автозапчасти. На них приходится 50% всех посылок тяжелее 10 килограмм. Среди других значимых для КГТ категорий есть как сравнительно небольшие, но преимущественно с тяжёлыми заказами — например, шины и диски, так и крупные категории, в которых заметна становится даже небольшая доля крупногабарита. Самые «тяжёлые» категории — с самой большой долей заказов с крупногабаритными товарами — это шины и диски (95%), мебель (90%), товары для ремонта и строительства (70%) и спортивный инвентарь: велосипеды, лыжи, доски (70%). Заметный вклад (по 5%) в крупногабаритные посылки вносят также категории, где доля тяжёлых товаров гораздо меньше, но сами они больше — электроника и техника и товары для детей.