Большой Обзор Steam Deck: Успех или провал Valve?
Итак, Steam Deck. Казалось бы, сбылась мечта многих ПК-бояр: крутые ПК-игры на мобильном устройстве.
Одни журналисты и блогеры в восторге, другие страшно критикуют консоль за:
- недоработанное и глючное ПО
- шумный вентилятор, который работает почти всегда
- не все игры запускаются и работают хорошо
- слабый аккумулятор
- ну и портативность никакая.
С другой стороны: Cyberpunk идет отлично, а Doom — вообще на ультрах!
Поэтому сегодня разберемся во всех вопросиках: какая мощность спрятана внутри и как сделано охлаждение в таком компактном корпусе. Поиграем в игры из бэклога Steam, попробуем лаунчеры и эмуляторы консолей PlayStation, Xbox и Nintendo, чтобы порубиться не только в ПК-игры. Заинтригованы? Мы тоже!
Железо и производительность
Начнем мы с разговора о железе. Насколько это мощная штука в сравнении с ПК и консолями.
Что здесь за процессор? Сердцем Steam Deck является гибридный процессор AMD на архитектуре Zen 2. А он был выпущен в 2019 году, в отличие от Steam Deck. Мощность процессора — 448 гигафлопс.
448 гигафлопс FP32, FP32 (Float Point 32) — 32-битные операции с плавающей точкой.
Если что, это почти A11 Bionic из 2017 года, который стоял в iPhone 8 и iPhone X. Его мощность — 410 гигафлопс. Также можно вспомнить первый iPad Pro на A9X, который вышел в 2015 году. Там мощность почти достигла 500 гигафлопс.
- A11 Bionic — iPhone 8 / iPhone X — 409,3 GFLOPS
- Steam Deck — 448 GFLOPS
- A9X — iPad Pro (2015) — 499,2 GFLOPS
Если сравнивать с ПК, то аналог AMD Ryzen 3000-ной серии для ПК — это чип примерно трех-/четырехлетней давности.
Что с графикой? За графику отвечает GPU RDNA 2 с восемью вычислительными блоками и/или 512 ядрами и частотой от 1 до 1,6 ГГц. Мощь — 1,6 терафлопс.
Графика идентична архитектуре серии Radeon RX 6000. Это модель 2020 года выпуска. Также на RDNA 2 построены Xbox Series X и PlayStation 5.
По терафлопсам можно сравнить еще и с NVIDIA GTX 1050 или GTX 950. И снова трех- и даже четырехлетняя разница.
Однако сравнивать Steam Deck с компьютером с такой начинкой не очень корректно. Потому что в ПК-аналогах — больше ядер чем тут. Давайте сравним Steam Deck с консолями разных поколений и понять его место в общей иерархии. Посмотрим на эту табличку:
- Xbox Series X (AMD RDNA 2, 52 блока) — 12 терафлопс
- PlayStation 5 (AMD RDNA 2, 36 блоков) — 10,28 терафлопс
- Xbox One X (40 блоков) — 6 терафлопс
- PlayStation 4 Pro (36 блоков) — 4,2 терафлопс
- Xbox Series S (AMD RDNA 2, 20 блоков) — 4 терафлопс
- PlayStation 4 / PlayStation 4 Slim (18 блоков) — 1,84 терафлопс
- Valve Steam Deck (AMD RDNA 2, 8 блоков) — 1,6 терафлопс
- Xbox One S (12 блоков) — 1,4 терафлопс
- Xbox One (12 блоков) — 1,31 терафлопс
- Nintendo Switch / Nintendo Switch OLED — 1 терафлопс (гибридные)
- Nintendo Wii U — 0,352 терафлопс
- Xbox 360 — 0,24 терафлопс
- Sony Playstation 3 — 0,23 терафлопс
- Nintendo Wii — 0,12 терафлопс
- Sony Playstation 2 — 0,0062 терафлопс
На общем фоне — Valve Steam Deck выглядит неплохо и по графической мощности, а именно она наиболее важна для гейминга. Важно: он сравним с предыдущим поколением игровых консолей — PS4, Xbox One S и Nintendo Switch. Последний хоть и актуален, но является представителем пастгена.
Коллеги с канала Digital Foundry, например сравнили Horizon Zero Dawn на PS4 и на Steam Deck. Разница заметна невооруженным взглядом: на консоли лучше прорисовка и графика менее мыльная. В God Of War — Steam Deck выдает больше кадров, чем консоль: правда разрешение разное — 1080p на PS4 против 800 или 720p на портативном Deck, да и графон все еще на стороне PS4. Но главное — игры идут стабильно.
В другом тесте они взяли Metro Exodus Enhanced Edition и сравнили с Xbox Series S. На приставке игра выглядит лучше. Можно сказать, что на Xbox игра идет на высоких настройках, а на Steam Deck — на медиуме.
Мы же установили Cyberpunk 2077, который идет на средне-высоких настройках. Профиль по умолчанию позволяет выдавать стабильные 30 кадров в секунду. Неплохо, не так ли?
Но если запустить DOOM Eternal, то он преспокойно идет на ультрах, выдавая стабильные 60 кадров в секунду. Графон и атмосфера на 5+. Примечательно, что DOOM мы запускали еще и с флешки! Загрузки также очень быстры.
Elden Ring на максимальных настройках выдает 26-27 кадров в секунду изредка разгоняясь до 30 FPS, на высоких настройках результаты чуть выше — тут можно рассчитывать на 30-33 кадра в секунду. На средних настройках результаты уже 33-35 кадров в секунду. На низких игра разгоняется до 39-40 кадрах в секунду. Как нам показалось, наиболее приятно геймплей воспринимается на высоких настройках: выигрыш в производительности на средних и низких настройках невысок, а производительность заметно отличается.
CS:GO на максималках — 60 кадров в секунду. И герои тоже: третья часть через эмулятор идет в стабильных 33 кадрах в секунду. Правда управлять неудобно…
А если вспомнить портативные приставки: то Steam Deck считай в полтора раза круче, чем последний Nintendo Switch.
- Valve Steam Deck (AMD RDNA 2, 8 блоков) — 1,6 терафлопс
- Nintendo Switch / Nintendo Switch OLED — 1 терафлопс (гибридные)
- Nvidia Shield — 96,8 гигафлопсов
- Sony PlayStation Vita — 51,2 гигафлопса
- Nintendo 3DS — 4,8 гигафлопсов
- Sony PlayStation Portable — 2,6 гигафлопсов
- Nintendo DS — 0,6 гигафлопсов
- Электроника “Волк Ловит Яйца” — бесценно
Тут хочется выдохнуть и поблагодарить магазин Big Geek за предоставленный на этот обзор Steam Deck. Спасибо ребятам за терпение: потому что наши тесты действительно заняли довольно много времени. У ребят он реально есть в продаже: ссылка в описании!
Посмотрим на практике, что у нас тут. Сперва — бенчмарки. Запустить GeekBench под Arch Linux было непросто, но мы смогли. И это результаты нашего реального теста.
При этом интересно, что в GeekBench мы увидели название устройства Valve Jupiter, а в качестве чипа — Intel Pentium II или III с частотой 2,8 ГГц. Это в тесте под Arch Linux.
Сравним с реальным конкурентом — Nintendo Switch — она глотает пыль примерно в три раза.
В тесте Compute результаты в районе 14-15 тысяч и это в семь раз выше: чем у Nintendo.
Что это значит на практике?
Для начала запустим внутренний бенчмарк Cyberpunk 2077. Кстати, тут есть специальные настройки Steam Deck. Из ограничений — разрешение 1200 на 800 точек. Качество текстур ставим на максимум и, что важно, полностью отключаем ограничение кадров в секунду.
Итог на этих настройках: больше 36 кадров в среднем, максималка почти в 70 кадров, но и минималка чуть не дошла до 20 кадров. Разброс довольно силен.
- Среднее значение FPS: 36,75
- Минимальное значение FPS: 19,78
- Максимальное значение FPS: 69,61
На ультранастройках ситуация почти идентичная. Вывод — Cyberpunk на Steam Deck — идет хорошо. Но стабильнее и лучше — на 30 кадрах в секунду. Впрочем и тут есть нюанс: неслучайно проект даже называют СайберБаг 2077. Так вот — во время теста автономности, когда оставалось меньше 20% заряда — она начала глючить: кадры мерцали, текстуры ползли. В общем, вопросики остались. Впрочем после этих прогонов, мы решили вернуть настройки по умолчанию: так Steam Deck работал стабильно в 30 кадров в секунду! Результаты для портативного гаджета — крутые. Но остается два важных вопроса: батарейка и нагрев.
И тут давайте посмотрим на разборку приставки от JerryRigEverything, которая впрочем больше похожа на рекламу его инструментов для разбирания девайсов. Но для нас главное — одна теплоотводящая трубка, которая забирает тепло у процессора, находящегося слева и затем его рассеивает мощный вентилятор через решетку радиатора сверху по центру.
Это просто: но и не заметить вы ее не сможете: кулер знатно шумит, причем даже в меню во время загрузки игр. В жесткие моменты загрузки можно говорить о 60 и даже о 70 децибеллах в пике. Это — очень громко! Самое страшное, когда он разгоняется выше 6 и даже 7 тысяч оборотов. Это не просто шум, это почти что свист, который даже “перекрикивает” внутриигровой звук.
Впрочем, некоторое решение есть — вскрыть консоль и заменить кулер на решение от iFixit — к слову, ребята собрали полный набор деталей, из которого можно почти полностью собрать Steam Deck самому.
Because people asked: My old fan vs the new one from iFixit from SteamDeck
Вентилятор от iFixit значительно меньше шумит, но все еще громкий.
За большие игровые сессии кстати заметно и то, что устройство внушительно нагревается. А поскольку оно достаточно тяжелое (больше 650 грамм), то вы наверняка положите его на ноги. Греется прилично: встроенный инструмент Steam OS — показывает, что CPU и GPU во время полуторачасовой сессии в DOOM нагреваются до 83-87 градусов Цельсия. Конечно же они защищены специальным экраном и кулер отводит тепло достаточно эффективно. Но градусов до 45 приставка разогревается!
Батарея
Второй момент — автономность. В Steam Deck поставили аккумулятор на 5200 мАч. Это на уровне современного Android-флагмана. Мне кажется или в такой корпус можно было воткнуть все 10 тысяч?
Заряжается устройство по USB Type-C — в комплекте адаптер мощностью 45 Вт.
В Steam OS 3.0 есть интересная фишка — возможность ограничить мощность Steam Deck — зафиксировать максимальное количество кадров и TDP. Интересно, как это сказывается на автономности: тесты Digital Foundry на игре God Of war показали результаты в полтора часа на полном перфомансе. Но как только было включено ограничение кадров в секунду — до 30, TDP упало до 18 Вт. Это дало лишние полчаса. В итоге 2 часа и три минуты. При этом в игре Cuphead они получили 6 часов автономной работы при полной яркости.
Давайте и мы проверим. Cyberpunk 2077 и полная яркость. Сколько выдержит консоль?
Что ж — Steam Deck в таком сценарии хватило чуть больше чем на полтора часа: достаточно скромно. Стоит отметить, что устройство прилично нагрелось за это время.
Зарядим Steam Deck комплектным зарядником (кстати, на это уходит около двух часов) снова и попробуем, например, DOOM Eternal, который идет на ультрах. Итог — без малого полтора часа.
Снова заряжаем Steam Deck и попробуем добиться максимальной автономности: ставим графику в DOOM на минимум (тогда игра потребляет 2,8 из 9 ГБ оперативки. К слову, если поставить абсолютный кошмар, то игра “возьмет” 6,6 ГБ), ставим минимальный TDP — 3 Вт, ограничиваем количество кадров до 30 FPS (которое на деле оказывается в районе 14-15 кадров). И получаем почти пять-пять с половиной часов автономной работы! Но удовольствия от игры вообще нет. Если убрать эти ограничения и оставить минимальные настройки, тогда можно рассчитывать на 3,5-4 часа игры! В общем, приходится искать баланс во всем, чтобы и в игру поиграть, и получить хорошую автономность.
Насколько этого хватает? Скажем так, если получать удовольствие от игр на Steam Deck, то в среднем это все же два-три часа топовой игры с оптимальным качеством. То есть в целом — на дорогу в московском метро туда обратно без подзарядки хватит или на перелет допустим из Москвы до Екатеринбурга, если у вас не будет возможности подзарядиться, конечно…
Удобство и сценарии
А теперь о портативности. Нам “продают” Steam Deck как портативную приставку для ПК-игр. Или для накопившейся коллекции игр в Steam, также известной как бэклог.
Для начала о размерах. Вы это наверняка видели, слышали или читали: Steam Deck — огромен. В сравнении с Nintendo Switch — очевидно выигрывает последняя.
Прибавьте к этому чехол. Носить без него — плохая идея! Но он становится еще больше.Впрочем в нишу внутри помещается фирменная зарядка — не знаем, это так задумано или это мы просто догадались.
Сам кейс — очень крутой и качественный. Он — жесткий и имеет две удобные ручки — одну для ношения просто так. А второй явно для того, чтобы прицепить Steam Deck на ручку чемодана размера Cabin Size.
Размер Steam Deck: 298 х 117 х 49 мм
Приблизительный размер Steam Deck в чехле: 325 х 150 х 80 мм
Вес: Приблизительно 669 грамм
И теперь вы знаете, что даже в лоукостер можно сесть со Steam Deck. Но только с ним. Это — ПОБЕДА.
Впрочем, было бы здорово, если бы Valve предусморели какой-нибудь кармашек и выход для USB-C, чтобы можно было подзарядить Steam Deck прямо в чехле не открывая кейс и без необходимости вытаскивать саму консоль.
А если серьезно, то даже из этой картинки понятно, что приставка от Valve не очень-то портативная. Запихиваешь в рюкзак: не очень много места остается? А в большинство поясных сумок — это нереал.
Есть еще одна проблема с портативностью. Сегодня не так много игр:
- без онлайн-составляющей
- без требования постоянного подключения к Интернету
- с отдельной однопользовательской кампанией
Миром правят королевские битвы, MOBA и прочее. Сами понимаете у того же Valve есть CS:GO и Dota 2, а третьего Half-Life — все еще нет! Хотя о библиотеке еще поговорим…
Ладно. К чему я это? Дело в том, что у Steam Deck есть только Wi-Fi версия, нет версии с сим-картой и это, по-моему, косяк!
В общем, на мой взгляд — Steam, как и многие игровые ноутбуки, это такое это портативное, но все-таки домашнее устройство: играть на кухне, в комнате, еще кое-где сидя. Но в ванную брать с собой его не стоит — никакой влагозащиты тут нет и это, на мой взгляд, тоже косяк.
Еще одна боль — дисплей? Тут у нас IPS, диагональю 7 дюймов. И играть в него на улице сложно — в нем отражаются листочки, свет от фонарей — если вы играете где-то… И яркости на солнце не хватает.
Разрешение — не ахти. После смартфонов с Full HD и высоким ppi — пиксели тут заметны. К тому же, у Switch’а еще появилась версия с OLED-экраном. Это еще один камень в огород Steam Deck.
- Диагональ дисплея — 7 дюймов
- Разрешение: 1280 на 800 пикселей
- Соотношение сторон: 16:10
- Яркость: 400 нит (стандартная)
- Частота обновления: 60 Гц
- Тип: Оптически склеенный ЖК-экран с IPS-матрицей для улучшенной читаемости
Что со сборкой? У меня есть к ней вопросики: да, тут много, кнопок. То есть сам Steam Deck можно было бы сравнить с Elite Controller от Xbox именно по количеству кнопок — кроме стандартных крестовины, X, Y, A, B, пары стиков, бамперов и триггеров, тут есть несколько кнопок, которые вызывают меню, два тачпада и дополнительно четыре настраиваемых кнопки на хвате. Ну это не всем нужно.
Многие говорят о том, что хват у Steam Deck удобный. В руках лежит удобно: но из-за веса держать его долго — некомфортно. Руки надо держать довольно широко — сильно шире чем в случае с Nintendo Switch. Опять же хват можно сравнить с автомобильным рулем, только тут он не от легковушки, а прям от грузовичка. Долго держать на весу точно не будешь, а опустишь — вспомнишь про охлаждение. В любом случае — устаешь, а это не то чувство, которое хочешь испытывать от игры.
А теперь о том, что вы почувствуете при первом же использовании Steam Deck — виброотклик. И он на уровне бюджетных смартфонов трех-четырехлетней давности: дребезжащий и неприятный. За вибро отвечает пара небольших приводов, которые прячутся под тачпадами слева и справа.
Когда вводишь текст на тач-экране Steam Deck — складывается впечатление, что дребезжат все детали. И я, честно говоря, думал, что есть еще один вибромоторчик — но нет, оказалось, что когда вводишь текст — дребезжат площадки тачпадов: спасибо сборке и люфтам! Ну и вообще по ощущениям — пластик в Steam Deck мог бы быть подороже. Хотя возможно это уже я придираюсь.
Давайте поговорим — во что можно играть. В библиотеке есть игры, помеченные надписью “Отлично на Deck” — игры, которые одобрены и запускаются на консоли в максимальном качестве. База постоянно пополняется: сейчас в компании говорят о 2 тысячах игр для Deck. Одни помечены зеленой галочкой — отлично идут, другие — желтым восклицательным знаком и надписью “Можно играть”.
Среди хитов, которые идут без проблем: Elden Ring, Doom Eternal, Hades, Death Stranding, Metro Exodus и многие другие. А допустим напротив Cyberpunk 2077 вы увидите надпись “Можно играть” в пункте Совместимость со Steam Deck.
Эмоции и впечатления от игр
Консоль работает на оболочке Steam OS. Она выглядит неплохо и можно утверждать, что заточена под тач-интерфейс: приятные анимации, возможность ввода текста на экране и используя левый и правый тачпад, достаточно большие иконки. Кроме этого она неплохо адаптирована под элементы управления: страницы можно листать бамперами. Внешне чем-то похоже на интерфейс из PlayStation.
Также отдельно стоит отметить правую боковую менюшку: здесь можно выставлять быстрые настройки, смотреть список друзей, а также выбирать вид оверлея производительности (это оказалось крайне полезно для тестов).
Но и тут есть вопросы: когда устанавливаешь игру, пролистывание пользовательского соглашения просто невероятно неудобное: вы просто должны промотать несколько десятков экранов текста.
А еще тут есть Arch Lynux. Ее оставили для красноглазиков. Благодаря ей можно накатывать сторонние лаунчеры. Например, есть “костыль” в виде Heroic: он объединяет два популярных магазина — Epic Games и GOG. Правда: Cyberpunk весил в 1,5 раза больше, чем в Steam и не запустился. С GTA 5 из Epic Games Store так же история.
Но кроме этого на Steam Deck можно поиграть в консольные игры. Мы накатили разные эмуляторы: Xbox, PlayStation, Nintendo, чтобы поиграть в культовые игры: God Of War, Legend Of Zelda: Breath of the Wild, Uncharted, Halo: Combat Evolved и другие. Оказалось, что это зрелище не для слабонервных.
Констатируем, что такая возможность имеется. Впрочем, в ту же Зельду на в среднем 20 кадрах в секунду играть не очень-то комфортно: думается, что на Switch она выглядит и играется гораздо лучше. К слову, батарейка за 1 час 15 минут села на 80%.
Приятно оказалось играть в God Of War 2 из 2007 года. Также мы пробовали запускать Halo Combat Evolved под Xbox — все без проблем, и второй Uncharted под PS3 — тут пришлось повозиться и игра не завелась. Настроить все эти эмуляторы было реально сложно.
Интерфейс Arch Linux кривой и в нем почему-то не работает экранная клавиатура. В итоге я подключал проводную клавиатуру через единственный порт USB-C. Кстати, к Steam Deck должен был быть выпущен специальный док с дополнительным USB, HDMI и Ethernet. Правда, Valve перенесли его выход на неопределенный срок.
Также можно подключить все необходимые девайсы — беспроводным способом.
Но само наличие такого интерфейса — хорошая опция для тех, кто хочет заморочиться.
Кстати, здесь используется USB-C с поддержкой альтернативного режима DisplayPort 1.4. Это означает, что по проводу можно вывести изображение в разрешении до 8K 60 Гц или 4K при 120 Гц. Также через этот порт выводится многоканальный звук.
Дальше — скорость скачивания. Здесь стоит Wi-Fi 5, который у меня разгонялся до 4-5 мегабит в секунду. А современные игры весят десятки гигабайт. Например, 60-гигабайтный Cyberpunk показал что будет качаться больше 9 часов. В итоге я вспомнил, что такое оставлять закачки на ночь.
Неслучайно на Reddit появляются такие монстры с проводным Ethernet.
Также стоит сказать, что в приставке есть 3,5 мм аудиоразъем для наушников, но есть возможность подключить и беспроводные. Я попробовал в CS:GO и DOOM TWS-ки, в первую очередь, на предмет задержки сигнала. И вы знаете — it’s just works — задержка совсем не критичная и со звуком все нормально!
И про память. Тут моментик. Есть несколько версий Steam Deck. Самая доступная — с накопителем на 64 ГБ eMMC (PCI Gen 2 x1). Другие две — на 256 и 512 ГБ — с типом накопителя NVMe SSD PCI Gen 3 x4). Последние стоят подороже, но и диски побыстрее. Также есть microSD — кстати, тот же Doom мы запускали именно с карты памяти и не испытали проблем.
К нам приехала версия на 256 ГБ. На что этого хватит? Мы поставили эти игры: CS:GO, Cyberpunk 2077, Elden Ring и Герои 3 (куда же без них). С системой остается примерно 50 ГБ, а еще нужно иметь ввиду возможные обновления. В общем, не густо.
Внутренняя память:
- CS:GO — 28,35 ГБ
- Cyberpunk 2077 — 72,45 ГБ
- Elden Ring — 49,99 ГБ
- Герои Меча и Магии 3 — 1,47 ГБ
SD-карта:
- DOOM Eternal — 89,46 ГБ
- Эмуляторы — ~320 МБ
- Образы игр и прочее для эмуляции — 67,9 ГБ
В общем, если вам казалось, что на Steam Deck влезет много игр — то это только казалось. В итоге на консоль с 256 ГБ памяти влезает несколько крутых игр. Флешка конечно спасает, но она стоит отдельных денег.
Еще отметим быструю память LPDDR5, которой тут 16 ГБ. Скорость работы — 5500 мегатранзакций в секунду.
Выводы
Начнем с того, что Steam Deck из-за своей “лимитированности” в нашей стране — удовольствие не из дешевых. Цена на Big Geek — 169 тысяч рублей за версию с 256 ГБ памяти. На Avito можно найти приставку подешевле — по 140-150 тысяч рублей. Официальная цена этой версии — 529 долларов США.
Steam Deck — устройство для тех, кто не признает консольные игры и имеет большой бэклог AAA-хитов. Чего стоят только Elden Ring, DOOM и Cyberpunk. Но все же — это скорее домашнее устройство, которое нельзя держать далеко от розетки и Wi-Fi-роутера.
В плане игр, Valve побеждает у Nintendo, в плане портативности и автономности — Switch делает счет 1:1. Из альтернатив на рынке есть Aya Neo. Напишите в комментах, если хотите обзор этой приставки.
На мой взгляд, первый блин вышел комом. Хочется верить, что Steam Deck получит второе поколение. И третье — хотя кого я обманываю…
Но давайте честно, для первого портативного устройства компании Valve — Steam Deck получился очень интересным. И все же мы надеемся: что увидим устройство, которое будет более портативно и может быть получит форм-фактор PSP. Мне кажется, что это более удобный формат портативной приставки. Но понятно, что надо искать баланс мощности, охлаждения и достойной автономности.
Post Views: 68