Что такое directx и для чего он нужен – компьютерные советы - Портал про авто и технологии

Что такое directx и для чего он нужен – компьютерные советы

Оглавление

Что такое DirectX, где скачать и зачем нужен / Заметки Сис.Админа

DirectX, – это DirectX, а едят его с кетчупом.. Конец статьи ?

На самом деле как-то так сложилось, что очень многие слышали это модное слово DirectX, устанавливали и обновляли его для игр и приложений, но далеко не все представляют что это вообще такое и зачем оно надо.

Ну название и название, ну стоит и стоит, а зачем стоит и кто здесь вообще, – понятия не имеем.

Так вот, в этой небольшой статье я хочу кратенько осветить суть этой штуки и дать оной небольшое определение, чтобы Вы имели хоть какое-то представление о том, что же это всё-таки такое и зачем его устанавливать.

Поехали.

Общее описание DirectX

Очень часто этот термин употребляют по отношению к графике, особенно в играх. В связи с оным родился стереотип, что DirectX, – это нечто вроде примочки для этих самых игр. В некоторой степени так оно и есть, но не совсем.

По сути, DirectX, – это набор функций, разработанных для простого и эффективного решения задач с мультимедиа, игровым и видео-программированием, под операционные системы Windows от Microsoft. Мм, набор функций, набор функций.. Как бы это объяснить доступнее.

Если же говорить метафорически

Ну, скажем так, у Вас есть гараж и куча всяких разных деталей, но Вы решительно не знаете как эти детали скреплять, нафига они нужны и, возможно, даже как они называются, но Вы хотите сделать из этих деталей, скажем, вертолет, т.е. получить конечный результат, ни фига не зная и не прилагая почти никаких усилий.

Да не просто вертолет, а уникальный, чтобы летал прямо в космосе. Встает вопрос, – как же это блин, сделать, если решительно не понятно зачем нужна вон так большая штука и какие функции выполняет валяющиеся в углу 356 странных металлических предметов?

И тут Вам на помощь приходит некий DirectX, который рассказывает, что вот эти три детальки нужны для вращения пропеллера, вот эти для подачи топлива, вот эти вообще перемалываются в это самое топливо, а если соединить вот эту с вот этой, то будет громкий рев пропеллера и легкое посапывание двигателя.

Что еще и как еще? DirectX наше всё

Да не просто рассказывает, а фактически предлагает все сделать за Вас, что мол “Чего тебя грузить, – все-равно ни фига не знаешь и не запомнишь, а я вот знаю как работает вот это в связке с вот этим, зачем нужно вот то, что вылетит вот из этого и куда надевается вот то..

Короче, я всё знаю и готов, собственно, все это собрать сам и всем этим управлять, – ты только скажи че видеть-то хочешь”.

Простая аналогия, – Вы кликаете мышкой, чтобы увидеть цветастое окно системы, но понятия не имеете куда там че запускается, откуда подгружается и куда летит, – Вам важен конечный результат.

Так вот, то, что происходит от момента клика до момента результата, – это всё работа DirectX, который таки знал куды надо бежать за тем самым окошком, что за файл подгружать и как его вообще Вам показать.

Почему без него было бы туго?

А вот не будь у Вас этого самого DirectX, – пришлось бы Вам самим думать где этот файл, где то окно, почему, кто, как, зачем, куда и все это выполнять вручную, что физически невозможно.

Наиболее чаще DirectX используется для написания игр. Кроме функций, связанных с обработкой графики, DirectX управляет звуковым потоком, а так же занимается обработкой данных, поступающих с устройств ввода (клавиатур, мышей, джойстиков и тд). Для исполнения некоторых функций требуется аппаратная поддержка со стороны устройства.

Например, видеокарты в случае с DX10 должны поддерживать Shader Model 4.0. Ну нельзя заставить стул быть стулом, если у него нет сиденья, – функции вроде известны, что мол, на стуле сидеть надо, – но воплотить их в жизнь никак, – попа будет проваливаться хоть ты тресни.

Какая версия DirectX установлена на компьютере?

Делается это достаточно просто. Либо, как это рассказывает Microsoft:

  1. Нажмите кнопку Пуск, в поле поиска введите dxdiag, а затем нажмите клавишу ВВОД (Enter);
  2. В средстве диагностики DirectX перейдите на вкладку Система и проверьте номер версии DirectX в разделе Сведения о системе.

Собственно, выглядит оно так (кликабельно):

Либо нажмите Win + R на клаавитуре (или “Пуск – Выполнить“), где, опять же. введите тот же dxdiag:

И нажмите клавишу OK или Enter. В появившемся окне будет версия, установленная на компьютере. И не только.

Послесловие

В двух словах как-то оно вот так.

Как и всегда, если есть какие-то вопросы, мысли, дополнения и всё такое прочее, то добро пожаловать в комментарии к этой статьи.

DirectX – что это такое, как оно работает, где скачать

Чтобы проверить, что устанавливается инсталлятором, я скачал программу автономной установки DirectX, которая нужна для установки обновлений DirectX на компьютерах без интернета:

DirectX – загрузка полного комплекта обновлений

Судя по датам, на момент написания этой записи обновления компонентов DirectX выходили 18 апреля 2011 года (обновление от 29.01.2016 г.: теперь все приходит через Центр обновлений другими пакетами).

Загруженная программа – по сути самораспаковывающий архив. Откроем его архиватором 7-zip:

Обратите внимание на имена файлов – в инсталляторе содержатся как файлы, имеющие отношение в DirectX 9 (d3dx9_31, d3dx9_32, d3dx9_33 и т.д), так и к DirectX 10 (d3dx10_35, d3dx10_40 и т.д.). Каждая версия обновляется – выходят новые версии .dll библиотек, добавляются новые.

Еще раз напомню: это не обновление DirectX с версии на версию. Это обновление версий программных библиотек и к нумерации 9, 10, 10.1, 11, 11.1 отношения не имеет.

Вы не сможете повысить версию установленного DirectX таким способом.

После установки добавятся новые библиотеки и обновятся старые, что даст возможность запуститься тем играм, которые сообщают об ошибке отсутствия d3dx*. Так что попробовать установить можно.

Откуда скачать DirectX?

Просто установите обновления через Центр обновления!

Ни с каких сайтов скачивать ДиректИкс нельзя! Вы рискуете попасть на вирусы!

Компоненты DirectX обновляются через Центр обновления Windows. Только так вы можете получить поддержку DirectX 10.1 и 11 на Windows Vista, 11.1 на Windows 7.

Приведу цитату из статьи Майкрософта “Как установить последнюю версию DirectX”:

Microsoft DirectX входит в качестве составной части в операционных системах Windows. Вы можете обновить DirectX, применив последний пакет обновления или другие обновления через Центр обновления Windows.

Если скачать и установить DirectX на Windows XP, появится ли там DirectX 11?

Не появится. DirectX 10, 11 и последующих версий на Windows XP не будет никогда. Можно долго распространяться на эту тему, я лишь скажу следующее: владельцы Windows XP, смиритесь – эта ОС давно уже перестала быть “игровой”. Многие современные игры не поддерживают Windows XP. Даже Майкрософт официально забила на нее.

Стоит заметить, что существует сборка DirectX 10 для Windows XP, сделанная умельцами.

По сути это всего лишь набор программных библиотек, не добавляющих эффекты DirectX 10, а только позволяющая некоторым играм запускаться без ошибок в XP, если в их настройках включен режим “DirectX 10”.

В любом случае, этот набор библиотек с высокой долей вероятности может вызвать глюки в операционной системе, так что ставить такое поделие ни в коем случае нельзя.

Как установить DirectX версии 11.1 на Windows 7?

В связи с появлением Windows 10 этот вопрос актуален как никогда. Там поддержка DirectX 11.1 уже есть изначально. В Windows 7 изначально установлена версия 11. Поддержка новой версии DirectX придет через Центр Обновления Windows (Пуск – Все программы – Центр обновления Windows). Обновление называется KB2670838.

Так что обновляйте Windows через Центр Обновления. Windows 8 это тоже касается.

DirectX 12

Много слухов циркулирует вокруг DirectX 12. Попробуем собрать факты и догадки.

Windows 7, 8 и DirectX 12

DirectX 12 в Windows 7 и 8 не будет.

Старые видеокарты будут частично поддерживать DirectX 12

Представители производителя видеокарт AMD и nVidia заявляли, что видеокарты, поддерживающие DirectX 11, будут частично поддерживать DirectX 12. Это оказалось маркетинговым лукавством.

Преимущество DirectX 12 перед 11 – 7-10-кратное увеличение производительности за счет оптимизации работы с компонентами видеокарты (памятью, видеопроцессором).

“Железная” часть видеокарт, выпущенных в эпоху DirectX 11 и ранее, не приспособлена под DirectX 12, поэтому основная “фишка” новой версии API – ускорение обсчета графики – работать не будет.

Что же мы имеем? Есть три уровня поддержки старыми видеокартами нового графического API: Tier 1, Tier 2 и Tier 3. Tier 3 – самая полная поддержка стандарта.

Видеокарты без поддержки DirectX 12 (но поддерживающие DX10 и/или 11):

Intel

Intel ValleyView2 HD Graphics

Intel HD Graphics 2500

Intel HD Graphics 4000

И новее.

AMD

AMD Radeon HD 5xxx

AMD Radeon HD 6xxx

AMD Radeon HD серий 7xxxG, M и D

AMD Radeon HD 8xxxG

И новее.

Nvidia

Вроде как все должны, но есть разные уровни поддержки. Об этом далее

Видеокарты с поддержкой DirectX 12 Tier 1

Intel

Intel HD Graphics 4400

Intel HD Graphics 4600

Intel HD Graphics 5000

Intel Iris Graphics 5100

Intel Iris Pro Graphics 5200

AMD

Увы, нет.

nVidia

NVIDIA GeForce GT 430

NVIDIA GeForce GT 440

NVIDIA GeForce GTS 450

NVIDIA GeForce GTX 460

NVIDIA GeForce GT 520M

NVIDIA GeForce GT 520

NVIDIA GeForce GT 525M

NVIDIA GeForce GT 540M

NVIDIA GeForce GTX 550 Ti

NVIDIA GeForce GTX 560

NVIDIA GeForce GTX 560 Ti

NVIDIA GeForce GTX 570

NVIDIA GeForce GTX 580

NVIDIA GeForce 610M

NVIDIA GeForce GT 610

NVIDIA GeForce GT 620M

NVIDIA GeForce GT 620

NVIDIA GeForce GT 630M

NVIDIA GeForce GT 630

NVIDIA GeForce GT 635M

NVIDIA GeForce GT 640M

NVIDIA GeForce GT 640

NVIDIA GeForce GT 730

И новее.

Видеокарты с поддержкой DirectX 12 Tier 2

Intel – нет.

AMD – нет.

Nvidia

NVIDIA GeForce GT 650M

NVIDIA GeForce GTX 650

NVIDIA GeForce GTX 650 Ti

NVIDIA GeForce GTX 650 Ti Boost

NVIDIA GeForce GTX 660M

NVIDIA GeForce GTX 660

NVIDIA GeForce GTX 660 Ti

NVIDIA GeForce GTX 670

NVIDIA GeForce GTX 680

NVIDIA GeForce GT 740M

NVIDIA GeForce GT 750M

NVIDIA GeForce GTX 750

NVIDIA GeForce GTX 750 Ti

NVIDIA GeForce GTX 760

NVIDIA GeForce GTX 765M

NVIDIA GeForce GTX 770

NVIDIA GeForce GTX 780

NVIDIA GeForce GTX 780 Ti

NVIDIA GeForce 840M

NVIDIA GeForce GTX 850M

NVIDIA GeForce GTX 860M

NVIDIA GeForce GTX 970

NVIDIA GeForce GTX 980

И новее.

Видеокарты с поддержкой DirectX 12 Tier 3

Intel – нет.

AMD

AMD Radeon HD 7750

AMD Radeon HD 7770

AMD Radeon HD 7850

AMD Radeon HD 7870

AMD Radeon HD 7950

AMD Radeon HD 7970

AMD Radeon R4 Graphics

AMD Radeon HD 8600

AMD Radeon HD 8800

AMD Radeon R7 200

AMD Radeon R9 200

AMD Radeon R9 390X

И новее.

Nvidia

А вот у нВидии видеокарт с полной поддержкой DirectX 12 пока нет.

Обновление от 3.03.2018: уже есть. Все современные поддерживают 12-ю версию полностью.

Дополнительные уровни – Feature levels

Мне, как владельцу AMD Radeon HD7950, хотелось бы радоваться, но не получается. Дело в том, что Microsoft пошла дальше и ввела дополнительные уровни особенностей (“Feature levels”). Уровни Tier – индикатор для покупателей, Feature levels – для разработчиков.

Feature level 11.0 – поддержка видеокартой DirectX11 и функцией “Resource Binding” из Tier 1. Представители таких видеокарт: Nvidia GeForce GTX 400/500/600/700.

Feature level 11.1 – DirectX 11.1 и поддержка множества функций, которые я здесь приводить не буду (зачем?). Представители:

  • Nvidia GeForce GTX 745/750;
  • AMD Radeon HD серий 7700-7900/8500-8900, Rx 240-280;
  • Intel HD Graphics 4200-5200, 5300-6300;

Feature level 12.0 – поддержка некоторых возможностей Tier 1 и Tier 2. Представители: AMD Radeon HD 7790/8770, Rx 260/285/290 и новее.

Feature level 12.1 – полная поддержка Tier 1, аппаратная поддержка всех возможностей DirectX 12.

Таким образом, ни одна из существующих видеокарт не поддерживает DirectX 12 полностью. Часть возможностей реализована на программном уровне, поэтому одна и та же игра, использующая DX 11 и DX 12, не получит ощутимого прироста производительности при переходе на новую версию API.

Итог

Удивительно, как сильно зависит производительность вычислений от уровня доступа к “железу” компьютера. DX 12 предоставляет возможности, которыми разработчики не должны пренебрегать.

Благодаря тому, что Xbox One будет тоже поддерживать двенадцатую версию, в конце 2015 года нас ожидает множество игр с её поддержкой.

Вот только чудес не будет – существующие (на 2015 год) видеокарты не оптимизированы для использования DirectX 12, прирост производительности будет мал.

Что такое DirectX и для чего он необходим [правильное обновление]

Привет, привет!!! дорогие друзья, посетители, читатели, почитатели, гости блога и просто знакомые личности. В этой статье давайте разберёмся что такое DirectX и для чего он необходим.

 При установке игр и некоторых программ для работы с видео мастер может попросить также установить какой-то DirectX.

Для чего? Зачем? Такие вопросы нередко можно слышать от начинающих пользователей, с осторожностью относящихся к установке программного обеспечение, назначения которого они не понимают.

Так что же такое DirectX и для чего он собственно нужен? DirectX — это среда, позволяющая разработчикам реализовывать различные задачи. DirectX — это универсальная платформа, набор компонентов, необходимых для корректной работы игр и приложений. Говоря ещё проще, DirectX — это прослойка между графической подсистемой компьютера и программным обеспечением.

Хорошо, только вот зачем все эти компоненты выделять в отдельную программу? Разве их нельзя интегрировать, к примеру, в игру? В принципе можно, но это бы усложнило труд разработчиков, которые к тому же не имеют общих стандартов в создании подобных инструментов.

Благодаря DirectX, разработчикам не нужно создавать сложные функции для обработки многочисленных визуальных эффектов, которые встречаются в современных играх, ведь все эти функции уже имеются в DirectX.

История DirectX началась в 1995 году, именно тогда Microsoft выпустила первую версию этого продукта. Изначально он был нацелен на разработку игр, но впоследствии стал использоваться и другими типами приложений. За первой версией последовала вторая, за ней третья и так далее.

Сегодня последней является версия DirectX 11.2, выпущенная 21 августа 2013 года и интегрированная в Windows 8.1. DirectX 12 находится в разработке и будет доступен в релизной версии Windows 10.

Чем отличаются редакции этой платформы? Тем же, чем старая версия любой программы отличается от новой, более функциональной и соответствующей требованиям пользователя. Если DirectX не обновлять, с воспроизведением новых эффектов в играх могут быть проблемы.

Как узнать версию DirectX:

Узнать какая версия DirectX имеется на вашем компьютере очень просто. Нажмите Win + R (горячие клавиши Windows 7), читаем здесь, в появившемся окошке выполните команду dxdiag.

Будет запущено средство диагностики DirectX. В первой же вкладке «Система» вы увидите текущую версию платформы.

Обновление DirectX:

Что касается обновления DirectX, то тут не все так просто. То, какая его версия может быть установлена, напрямую зависит от графической карты и операционной системы. Чем современнее графическая подсистема, тем более новую редакцию DirectX она поддерживает.

Узнать же, с какой именно версией DirectX может работать ваша видеокарта можно на сайте её производителя. Версия ОС также имеет значение.

Так, самой последней версией DirectX для Windows 7 и 8 будет являться v11.1, для Windows 8.1 — v11.2, а для Windows 12 — v12.0. Всё, что сверх этого — от лукавого. Вы не сможете установить DirectX 11.

2 на Windows 7 или DirectX 10 на Windows XP как бы вам того не хотелось.

Правда, есть сайты, на которых предлагаются «комплекты» DirectX 10 или 11 для XP, но всё это сплошной обман. Даже не думайте пользоваться такими пакетами, если и устанавливать DirectX, то только с официальной странички Microsoft.

Но и здесь вам будет предложено не сам DirectX, а новые версии старых библиотек для DirectX, загружаемых с помощью утилиты dxwebsetup. Брезговать ими не стоит, они могут понадобиться для правильной работы игр и приложений, так что смело их устанавливайте. Далее нажимаем кнопку (Отказаться и продолжить).

После того как скачаете установочный файл, кликаем по нему два раза для установки. Принимаем условия данного соглашения, нажимаем далее.

На следующем этапе убираем галку с пункта (Установка панели Bing) и нажимаем далее.

После чего начнётся установка новой версии DirectX. У кого установлена Windows 7, как у меня, откроется окошко с таким сообщением (Более новая версия или эквивалентная версия DirectX уже установлена. Выполнять установку не требуется.) Нажимаем готово.

У кого Windows 8 и выше начнётся установка новых компонентов DirectX.

И последнее. Помимо самой операционной системы, на доступность DirectX также оказывают системные пакеты обновления. Например, если вы обновите Vista SP1 до SP2, то поддерживаемая версия DirectX изменится с 10.1 на 11. Так что вовремя обновляйте вашу Windows — и будет вам счастье.

Пожалуй, это самый правильный и надёжный способ поддерживать платформу DirectX в актуальном состоянии. На этом я заканчиваю свой пост, всем пока и не забываем подписываться на обновления блога. Всем Удачи!!!

Что такое DirectX: для чего нужна эта графическая прослойка

Я снова рад приветствовать своих дорогих читателей и сегодня у меня для вас приятная новость: я расскажу о том, что такое DirectX. Этот вопрос постоянно возникает на форумах с разной тематикой, среди которых преобладает геймерская.

Там комментарии по этому поводу иногда слишком далеки от истины и могут ввести в заблуждение. Я же постараюсь осветить данную тему с разных сторон, и тогда у вас наверняка сложится более-менее точное понимание.

Начну с названия, которое, по большому счету, ничего не значит. Слово «директ», в английском звучании означает «прямой» или «непосредственный». Нам же ближе и понятнее слова «директория» и, конечно, «директор».

Вот от него и будем отталкиваться, подразумевая, что это «нечто», способное эффективно управлять чем-то сложным. Эта такая аналогия мне пригодится в дальнейшем для объяснения некоторых моментов. Ну а «Икс» – пусть так и остается, неизвестный объектом или именем нашего «менеджера».

Каким вы себе представляете Директ Икс?

Чтобы дальше разобраться с DirectX, я напомню наиболее известную сферу его использования – улучшение графики в играх. И многие при их установке на Виндовс сталкивались с предложением обновить версию ДиректХ. Из этого следует, что предмет нашего интереса это какие-то файлы, скорее всего ПО или база данных.

Так оно и есть, это и библиотеки данных, и программы, и уникальные алгоритмы и протоколы взаимодействия между кодом и железом, и, в общем, комплекс всего необходимого для оптимизации работы с мультимедийным контентом.

В то же время это универсальны продукт, позволяющий взаимодействовать любому ПК с новым ПО.

И если полного взаимопонимания не намечается, то современная программа сама предложит компьютеру повысить уровень его компетентности, установив актуальный DirectX.

Но Директ Икс не является драйвером. Это такой программный интерфейс, для взаимодействия приложений. И если создатели нового ПО будут учитывать его требования, то их продукт идеально впишется в существующую систему.

Продвинутые пользователи из моих объяснений наверняка уже поняли что DirectX, это не что иное, как разновидность API (Application Programming Interface). Но я решил растолковать суть, без этого сложного понятия. (Кому это интересно можете почитать соответствующую статью в моем блоге. Там, кстати, я так же сравниваю API с опытным менеджером.)

Бесплатное ПО от Майкрософт? Не без пользы для разработчика

Но теперь углубимся в историю и посмотрим, как Директ Икс удалось стать таким важным компонентом современного ПК.

Собственно, это заслуга его создателя, компании Microsoft, которая в 1995 году при подготовке Windows 95 решила повысить привлекательность новой ОС для разработчиков, предоставив им все необходимое: наиболее эффективные и удобные API инструменты для создания программ и приложений, совместимых с системой и максимально использующих возможности существующего на тот момент железа.

Тогда такое решение получило название Windows Game SDK.

Оно не было инновационным, поскольку уже существовал аналог OpenGL, но Майкрософт сделали собственный бесплатный продукт для своей системы, что в действительно привлекло разработчиков, позволило повысить качество графического продукта и в итоге поспособствовало дальнейшему успешному продвижению «оконной» ОС. Кроме того сборка Директ является основой для Xbox API, и позволяет создавать игры совместимые с ПК и игровыми приставками.

Конвейер по обработке графики и звука

Справедливости ради стоит отметить, что DirectX действительно оказался прекрасно работающим решением. Это был настоящий Директор, который имел в своем распоряжении:

  • оборудование – компьютерное железо, включающее все его ресурсы (CPU, RAM, GPU, звуковую карту);
  • технологии – алгоритмы обработки данных;
  • материалы – базы данных, библиотеки текстур, готовые эффекты;
  • существующую инфраструктуру – действующую ОС;
  • аппарат управления и инженерную службу – в лице основного модуля API, обеспечивающего взаимодействие.

Разработчику оставалось дать Директору «Х» четко сформулированное задание и предоставить исходные параметры. Например, в определенной сцене игры должен идти дождь, по небу плыть тучи, освещение пасмурное, а на мокрой дороге требовалось изобразить отражения и брызги.

Разрешение экрана VGA, HD, FullHD и такие-то параметры сглаживания. Вот и все. Дальше DirectX сам просчитывал все детали и наносил их на исходный кадр, соответствующий сухой погоде.

Видеорядом процесс не ограничивался, и к нему добавлялось соответствующее звуковое сопровождение.

Базовые модули DX

По сути Microsoft бесплатно сделало за разработчиков ту работу, для которой требовались немалые кадровые и финансовые ресурсы. А так, используется слаженное взаимодействие реальных компонентов DirectX, обеспечивающих нужный результат:

  • за объемную и двумерную графику соответственно отвечают «3D» и «2D» компоненты;
  • с музыкой и звуком работают модули «Sound» и «Music», а «X Instruments» позволяет программировать музыкальные инструменты;
  • «Play» необходим для синхронизации объектов сетевых игр;
  • обработка команд пользователя, поступающих с контроллеров, мыши или клавиатуры выполняется блоком «Input», а потоковые медиа сигналы обрабатываются «X Media Objects» и транслируются модулем «Show»;

Я преднамеренно сократил обозначения компонентов, но все их полные наименования включают слово Direct, например «DirectSetup» или «Direct 2D».

Вы можете сказать, ну и что здесь нового, ведь и до появления ДиректХ компьютер мог с помощью графических и звуковых плат обрабатывать медиаконтент. Так-то, оно так, но только прогресс не стоит на месте и задача разработчиков ПО и железа постоянно сводилась к тому чтобы успевать предлагать современные решения, поспевая друг за другом.

Вместо разработки ОС проще совершенствовать ее отдельные компоненты. Так DirectX обновлялся почти каждый год. Некоторые его последние версии были просто оптимизацией предыдущих, а другие предоставили совершенно новые возможности, например в 8.0 впервые появилась работа с шейдерами.

Совместимость DirectX и видеокарты – слабое звено любо го ПК

Вполне понятно желание пользователей иметь самый новый DirectX. Но здесь стоит четко понимать, что его разработчики также ориентируются на наиболее актуальные компоненты. Поэтому, чтобы любой Директ Икс работал как положено, он должен поддерживаться тремя «китами»:

  • интегрированной или дискретной видеокартой;
  • операционной системой;
  • устанавливаемым программным обеспечением (игрой);

Новую ОС и вместе с ней медийную API можно установить. Последняя Windows 10 вообще сама предлагает актуальные обновления, среди которых и библиотеки Директ Х. Они так же идут и с играми.

А вот на поддержку DirectX в характеристиках видеокарты никак повлиять нельзя. Можно только уточнить версию, для которой предназначен графический адаптер, посмотрев паспортные характеристики или вызвав «Средство диагностики» с помощью функции «dxdiag» в командной строке. Если вас ситуация не устраивает – видеокарту придется менять.

Я надеюсь что рассказал вам кое-что полезное и заставил по-новому взглянуть на DirectX. Теперь это для вас не просто графическая прослойка между ПК и игрушкой, а неотъемлемый компонент современной операционной системы. Возможно, при покупке или сборке нового компьютера вы уделите ему больше внимания, а пока стоит с огромным уважением относиться к выполняемой им работе.

Железный Четверг: Что такое DirectX, и с чем его едят

Было время, когда самой популярной операционной системой являлась MS-DOS, а компьютеры были гораздо слабее любого ныне существующего смартфона и КПК. Но играть хотелось всегда.

И разработчики программного обеспечения, как ни странно, успешно писали замечательные игры, которые требовали всего лишь несколько мегабайт, а то и килобайт оперативной памяти.

К сожалению, помимо трудностей с малым объёмом RAM возникали и другие проблемы, которые напрямую зависели от аппаратных комплектующих компьютера, так как игра должна была поддерживать взаимодействие с огромным числом существующих в то время видео- и аудиокарт.

Поэтому программистам приходилось писать собственную реализацию взаимодействия с этими устройствами. Зачастую у разработчиков не было даже документации к драйверам, которые использовали конкретные аппаратные комплектующие, поэтому поддержка  этих устройств реализовывалась крайне плохо.

Но многое изменилось с выходом в свет операционной системы Windows 95.  Корпорация Microsoft сделала почти невероятное – благодаря созданию аппаратно независимого интерфейса программирования (API – Application Programming Interface), великого и ужасного DirectX, писать компьютерные игры стало несоизмеримо проше, чем раньше.

DirectX создавался специально для того, чтобы превратить операционную систему Windows в основную платформу для разработки игр. До этого практически все программисты, как было упомянуто ранее, писали игры только под MS-DOS, и лишь небольшая часть компьютерных игр делалась для ОС Windows 3.xx.

Руководство корпорации Microsoft как в воду глядело – нужно было привлекать разработчиков игр, для того чтобы Windows прочно укрепилась на позициях. Одной из ранних попыток Microsoft облегчить жизнь программистам был выпуск WinG, но до функционала DirectX ему было очень далеко.

А теперь многие программисты смогли по достоинству оценить новые возможности – не нужно отвлекаться на реализацию поддержки великого множества комплектующих, а значит можно сосредоточиться непосредственно на разработке игры.

Отныне если у устройства имелась поддержка DirectX, то используя DirectX SDK при разработке игры, можно было достигнуть полной совместимости с большим количеством оборудования.

DirectX значительно упростил жизнь разработчикам игр, которые перестали копаться в документации от производителей железа, занимаясь исключительно программированием и сосредотачиваясь на проработке геймплея и графики.

Работа с устройствами на низком уровне была полностью отдана стандартным функциям DirectX. По существу, DirectX – это библиотеки программ и функций, которые заботливые ребята из Microsoft заставили выполнять кучу рутинного кода.

А для программистов был создан подробный справочник и среда разработки, позволяющая использовать DirectX в своих продуктах.

Например, для того чтобы нарисовать на экране квадрат, теперь необходимо было всего лишь подключить соответствующую библиотеку DirectX и вызвать необходимую функцию с требуемыми параметрами.

Не стоит удивляться, что благодаря стараниям компании Microsoft DirectX стала широко использоваться для создания компьютерных игр.

Многие помнят, как во время установки игры компьютер заодно предлагал обновить или установить DirectX, хотя сейчас он включён в стандартный набор программного обеспечения операционной системы Windows.

Например, в поставку операционной системы Windows XP входит девятая версия DirectX, а в Windows Vista включена десятая версия. Следует заметить, что DirectX обновляется довольно часто, и версия, включённая в ОС Windows, зачастую является далеко не самой новой.

На сегодняшний день DirectX 11 является самой последней версией, но, к сожалению, эта версия не может быть установлена на операционную систему Windows XP. Поэтому полноценная работа игр, использующих актуальную версию DirectX, может быть только на операционных системах Windows Vista и Windows 7.

DirectX разделяется на ряд программных интерфейсов, среди которых можно выделить несколько основных:

  • DirectX Graphics – набор интерфейсов для обработки и последующего вывода графики;
  • Direct3D – для ускорения трехмерной графики;
  • DirectInput – интерфейс, используемый для обработки данных, поступающих с клавиатуры, мыши, джойстика и пр. игровых контроллеров;
  • DirectPlay – интерфейс сетевой коммуникации игр;
  • DirectSound и DirectMusic – интерфейсы для работы со звуком;
  • DirectSetup – часть, ответственная за установку DirectX;
  • Direct Media Objects реализует функциональную поддержку потоковых объектов.

Всем будет интересно узнать, что компонент Direct3D был попыткой Microsoft монополизировать производство игр. В задачи «корпорации зла», как ее прозовут неблагодарные пользователи в будущем, входило создание универсального интерфейса для программирования ускорителей трехмерной графики.

Однако помимо очевидных преимуществ у Direct3D были и явные недостатки, и именно поэтому не все производители трехмерных игр использовали компонент Direct3D, предпочитая или интерфейс OpenGL производства Silicon Graphics, или писали игры под Glide, который поддерживался только видеокартами на чипсете 3DFX. Всем известный и всеми любимый Quake использует OpenGL для отрисовки и ускорения графики, а в первых частях Tomb Raider для этих целей был использован DosGlide. На сегодняшний день немало игр до сих пор выходит для OpenGL. Среди них широко известные игры от id Software, на движках которых многие разработчики выпустили свои собственные игры. Ну и, конечно, DirectX является базой для Xbox API (специальная версия DirectX, созданная для этой консоли).

Взгляните на огромный потенциал DirectX – он обеспечивает прорисовку текстур, эффекты преломление света, отражения и многие другие эффекты, используемые в играх, и, кроме того, обеспечивает необходимое взаимодействие игры со всеми устройствами управления, включая клавиатуру, мышь, джойстик или геймпад. За вывод звука и реализацию звуковых эффектов, таких как объёмность звучания, также отвечает один из компонентов DirectX.

Как и все успешные и приносящие прибыль идеи, реализация аппаратно независимого интерфейса программирования DirectX проходила очень стремительно.

Вслед за DirectX 3 был выпущен DirectX 5 (DirectX 4 не существовало, его пропустили и сразу выпустили пятую версию),  затем DirectX 6, 7, 8, 9, 10 и, наконец, последняя 11-ая версия.

Каждая версия предоставляла новые возможности и увеличивала функционал платформы Windows. DirectX 8 считается началом эпохи программируемых шейдеров.

До DirectX 8 все функции были строго зафиксированы, поэтому разработчик мог применять в своих приложениях только те эффекты, которые поддерживались определенным типом видеоадаптеров.

Например, если графический процессор не поддерживал какую-нибудь  функцию, то не существовало никакого способа внести этот эффект в свою игру. С появлением программируемых графических процессоров все изменилось, и теперь разработчики игр могут сами писать любые эффекты и включать их в своих играх. DirectX 8 и 8.

1 стали поддерживать Shader Model 1.1 – 1.3 (DX8.1 включал также SM 1.4). Шейдерная модель дала новые возможности и увеличила потенциал DirectX. В DirectX 9 появилась поддержка Shader Model 2.0, а с выходом DirectX 9.0c появилась и поддержка Shader Model 3.0, которая давала почти безграничные возможности разработчикам, и лишь ограниченные мощности оборудования не давали им развернуться в полную силу.

Одновременно с релизом Windows Vista Service Pack 1, корпорация Microsoft представила DirectX 10, абсолютно новую модель драйверов, что означало отсутствие обратной совместимости со старыми версиями ОС Windows, например, с очень популярной Windows XP. Последующая версия DirectX 11 работает как в Windows Vista, так и в следующих версиях Windows.

Ниже представлен список новых возможностей DirectX 11, которые доступны счастливым обладателям видеокарт с поддержкой этой технологии. Рассмотрим их подробней.

Низкоуровневая поддержка аппаратного обеспечения и операционной системы DirectX 11 имеет программную поддержку предыдущего уровня аппаратного обеспечения DirectX 10, поэтому старые видеокарты с поддержкой DirectX 10 способны на часть возможностей DirectX 11, таких как многопоточность рендеринга (при наличии последней версии соответствующих драйверов).

Улучшенная многопоточная обработка

Теперь не только сама игра, компоненты DirectX и драйвер исполняются в отдельных потоках, но и такие задачи, как загрузка текстур и компиляция шейдера идут в параллельном основному коду потоке.

Новые этапы аппаратной обработки изображения для тесселяции

Аппаратная тесселяция в DirectX 11 позволяет использовать широчайший набор алгоритмов увеличения детализации базовых моделей при небольших затратах производительности. В основном тесселяция (разбиение модели на большее количество треугольников) используется для поверхностей земли, воды и для персонажей.

Shader Model 5.0

В этой модели шейдеров предложен новый набор инструкции с более гибким доступом к данным. Весь набор команд унифицированы, он один для шейдеров всех типов: Vertex, Pixel, Hull, Domain, Geometry и Compute. При этом применена объектно-ориентированная модель, очень удобная для разработчиков.

Вычислительные шейдеры

Вычислительные шейдеры  дают аппаратному обеспечению от различных производителей поддержку для программирования GPU на выполнение задач общего назначения.

Главным образом это коммуникация данных между потоками и богатый выбор примитивов для случайного доступа и потоковых операций ввода/вывода.

Эти функции позволяют создавать более простые и более быстрые реализации уже используемых методик, таких как создание изображений и постобработка.

Также, в DirectX 11 появилась возможность сжатия текстур, в том числе и 16-битных HDR текстур, которые часто применяются в современных играх.

Многие из описанных выше функций призваны облегчить жизнь разработчикам, обеспечивая ряд новых функциональных возможностей и прирост производительности в играх.

Пришло время подвести итоги. Direct X – основной, успешно развивающийся инструмент разработки графических игр и приложений, обеспечивающий программирование видеографики под операционную систему Microsoft Windows.

Direct X постоянно совершенствуется, позволяя использовать при разработке игр новые аппаратные технологии, предлагаемые производителями графических адаптеров, тем самым обеспечивая актуальность средств реализации графических эффектов и функций обработки графики.

Альтернативные графические библиотеки, такие как OpenGL и Glide значительно уступают Direct X в популярности использования при разработке игр, поэтому можно ожидать, что в будущем корпорация Microsoft будет развивать этот API еще довольно долго, облегчая жизнь разработчикам игр и непосредственно пользователям.

Для чего нужен directx 11

Что такое DirectX и для чего он нужен

Что такое DirectX и что он делает? – это очень распространенный вопрос особенно среди любителей компьютерных игр. Оно и понятно, человек не играющий в современные компьютерные игрушки вполне может и не услышать название DirectX. Это связано именно с предназначением этого приложения.

DirectX разрабатывался компанией Microsoft специально для того, чтобы превратить платформу Windows в основу для разработки компьютерных игр.

Сказать по правде, описать что такое DirectX достаточно сложно, так как это не просто какая-то программа, а набор библиотек и инструментов, позволяющих воспроизводить реалистичную графику и звуки на компьютере.

DirectX появился именно в помощь разработчикам компьютерных игр и мультимедийных приложений и позволяет создавать программы с очень реалистичной графикой и звуками. Также, поскольку DirectX «заточен» под игры, он имеет инструменты, позволяющие обрабатывать данные, получаемые с устройств управления — с клавиатуры, мыши или игрового джойстика.

https://www.youtube.com/watch?v=wLP08lN43gc

Сам DirectX состоит из нескольких модулей, которые отвечают за двумерную (DirectDraw ) и трехмерную (Direct3D ) графику, работу со звуком (DirectSound ), с устройствами управления (DirectInput ) и так далее.

Чтобы получить информацию об установленной на компьютере версии пакета DirectX и посмотреть данные о его компонентах, можно вызвать окно Выполнить. нажав сочетание клавиш Win+R и ввести команду dxdiag :

Это окно будет полезно любителям компьютерных игр. Если во время игры возникают какие-то проблемы с графикой или со звуком, то здесь можно протестировать отдельные модули DirectX или получить информацию о текущей установленной на компьютере версии.

Если возникает необходимость установить более свежую версию DirectX. то я рекомендую скачивать установочные файлы только с официального сайта .

Что такое DirectX и зачем он нужен?

DirectX. – это DirectX. а едят его с кетчупом. Конец статьи ?

На самом деле как-то так сложилось, что очень многие слышали это модное слово DirectX. устанавливали и обновляли его для игр и приложений, но далеко не все представляют что это вообще такое и зачем оно надо.

Ну название и название, ну стоит и стоит, а зачем стоит и кто здесь вообще, – понятия не имеем. Так вот, в этой небольшой статье я хочу кратенько осветить суть этой штуки и дать оной небольшое определение, чтобы Вы имели хоть какое-то представление о том, что же это всё-таки такое и зачем его устанавливать. Поехали.

Что такое DirectX и зачем он нужен

Очень часто этот термин употребляют по отношению к графике, особенно в играх. В связи с оным родился стереотип, что DirectX. – это нечто вроде примочки для этих самых игр. В некоторой степени так оно и есть, но не совсем.

По сути, DirectX. – это набор функций, разработанных для простого и эффективного решения задач с мультимедиа. игровым и видео-программированием, под операционные системы Windows от Microsoft. Мм, набор функций, набор функций. Как бы это объяснить доступнее.

Ну, скажем так, у Вас есть гараж и куча всяких разных деталей, но Вы решительно не знаете как эти детали скреплять, нафига они нужны и, возможно, даже как они называются, но Вы хотите сделать из этих деталей, скажем, вертолет, т.е.

получить конечный результат, ни фига не зная и не прилагая почти никаких усилий. Да не просто вертолет, а уникальный, чтобы летал прямо в космосе.

Встает вопрос, – как же это блин, сделать, если решительно не понятно зачем нужна вон так большая штука и какие функции выполняет валяющиеся в углу 356 странных металлических предметов?

И тут Вам на помощь приходит некий DirectX.

который рассказывает, что вот эти три детальки нужны для вращения пропеллера, вот эти для подачи топлива, вот эти вообще перемалываются в это самое топливо, а если соединить вот эту с вот этой, то будет громкий рев пропеллера и легкое посапывание двигателя.

Да не просто рассказывает, а фактически предлагает все сделать за Вас, что мол Чего тебя грузить, – все-равно ни фига не знаешь и не запомнишь, а я вот знаю как работает вот это в связке с вот этим, зачем нужно вот то, что вылетит вот из этого и куда надевается вот то..

Короче, я всё знаю и готов, собственно, все это собрать сам и всем этим управлять, – ты только скажи че видеть-то хочешь . Простая аналогия, – Вы кликаете мышкой, чтобы увидеть цветастое окно системы, но понятия не имеете куда там че запускается, откуда подгружается и куда летит, – Вам важен конечный результат.

Так вот, то, что происходит от момента клика до момента результата, – это всё работа DirectX. который таки знал куды надо бежать за тем самым окошком, что за файл подгружать и как его вообще Вам показать.

А вот не будь у Вас этого самого DirectX, – пришлось бы Вам самим думать где этот файл, где то окно, почему, кто, как, зачем, куда и все это выполнять вручную, что физически невозможно.

Наиболее чаще DX используется для написания игр. Кроме функций, связанных с обработкой графики, DX управляет звуковым потоком, а так же занимается обработкой данных, поступающих с устройств ввода (клавиатур, мышей, джойстиков и тд).

Для исполнения некоторых функций требуется аппаратная поддержка со стороны устройства. Например, видеокарты в случае с DX10 должны поддерживать Shader Model 4.0.

Ну нельзя заставить стул быть стулом, если у него нет сиденья, – функции вроде известны, что мол, на стуле сидеть надо, – но воплотить их в жизнь никак, – попа будет проваливаться хоть ты тресни ?

Послесловие

Примерно так ?
Надеюсь объяснил доходчиво ?

Что такое DirectX 12 и какие преимущества он несет?

Если вы регулярно следили за нашей серией материалов, связанных с новой Windows 10, вы, вероятно, заметили, что не редко в них упоминался DirectX 12.

Это не случайно – с того момента, когда Microsoft заговорила о следующей версии операционной системы, компания не раз подчеркивала центральную роль, отведенную в ней последнему DirectX.

Почему это так важно для вас, как пользователя, и какие улучшения принесет новая версия графического интерфейса с предстоящей Windows 10? Сегодня мы постараемся кратко ответить на эти вопросы.

Немного предыстории

Хотя он часто воспринимается как неотъемлемая часть каждой Windows, на самом деле впервые DirectX появился во втором пакете обновления для Windows 95.

Он представляет собой комплексный набор различных модулей, объединенных под общим названием «интерфейс прикладного программирования» (application programming interface или API).

Каждый из них выполняет многочисленные и разнообразные функции, но их главная цель заключается в обеспечении прямого доступа для различных мультимедийных и видеопрограмм (в основном игры, конечно) к аппаратной части компьютерной системы, работающей под управлением Windows.

До появления первой версии DirectX (которая носила серийный номер 2.0а) с Windows 95 Service Release 2, запуск и выполнение подобных приложений (игр) был громоздким и сложным процессом.

Чтобы получить прямой доступ к аппаратному обеспечению, программа обращалась к DOS – предшественник Windows без графического интерфейса.

Это был, мягко говоря, неэффективный механизм использования компонентов, таких как оперативная память, видео и звуковая карта и т.д.

С появлением Windows 95 Microsoft решила, что пора открыть новую страницу в своей истории. Компания осознала, что для того чтобы сделать новую операционную систему популярной среди обычных пользователей и особенно среди геймеров, одна должна предложить более эффективную рабочую среду для работы игровых тайтлов.

Так родился DirectX – программный интерфейс нового поколения, благодаря которому все мультимедийные приложения, способные его использовать, получили более быстрый доступ к необходимому им оборудованию.

В начале принятие нового API пошло сравнительно медленно, особенно на фоне достаточно сильной конкуренции со стороны появившегося несколькими годами ранее OpenGL. Постепенно, однако, DirectX становился все лучше и лучше, и сегодня практически в одиночку доминирует в мире компьютерных видеоигр – по крайней мере, на платформе Windows.

Счастливый номер 12

Не сложно догадаться, что цифры в названии интерфейса указывают номер его версии. В данном случае мы говорим о двенадцатой версии DirectX, которая заслуживает особого внимание из всех одиннадцати других, которые предшествуют ей.

Правда в том, что все последнее десятилетие – с момента появления версии 10, Microsoft в основном «лежала на старых лаврах», если говорить о DirectX.

Доминирующее положение интерфейса (и Windows в частности) в сегменте PC сделало компанию немного ленивой, и в результате большинство улучшений в версиях 10 и 11 были скорее эволюционными, чем революционными.

Каждая из этих версий получила промежуточные обновления, которые добавили относительно небольшие оптимизации и новые, но не особенно впечатляющие возможности.

В отличие от них версия 12 является большим, решительным шагом вперед не только для DirectX в частности, но и для Microsoft в целом.

Поскольку Windows 10 будет единой платформой, работающей на смартфонах, планшетах, ноутбуках, настольных компьютерах и игровых консолях (Xbox One), появление DirectX 12 отразится на гораздо более широком спектре аппаратных устройств.

Владельцам Xbox One, например, новый интерфейс обещает ускорение возможностей рендеринга и, следовательно, более красивые на вид игры.

Более того, в Microsoft надеются, что переход к DirectX 12 уничтожит превосходство их главного конкурента – консоли Sony PlayStation 4, которая в настоящее время предлагает более высокую вычислительную мощность, чем Xbox One.

Например, новый API позволит разработчикам игр получить более быстрый доступ к высокопроизводительному ESRAM буферу Xbox, а это в свою очередь приведет к росту количества кадров в секунду.

DirectX 12 обещает и ускорение приборной панели Xbox One, как и полноценную поддержку 4К видео.

Новая жизнь для старых компьютеров

Другое очень интересное обещание, связанное с DirectX 12, звучит так: оптимизация. Microsoft говорит, что только с обновлением до Windows 10 (и DirectX соответственно) мультимедийная (т.е. игровая) производительность вашего компьютера может увеличиться почти в два раза. А предварительные тесты PCWord показали, что рост может быть даже больше.

За счет чего можно достичь аналогичного скачка в производительности без замены аппаратных средств? Все очень просто – за счет полноценного использования ресурсов, которым располагает компьютер.

Сегодня практически все актуальные компьютеры, будь то мобильные или настольные, рассчитывают на процессор с более чем одним вычислительным ядром. Более того – в современных графических процессорах количество ядер измеряется тысячами.

Возвращаясь в прошлое, когда Intel закончила «войну за мегагерцы» и приняла концепцию повышения производительности посредством параллелизма, т.е. путем разделения операций/расчетов между двумя и более процессорными ядрами, тогдашнее программное обеспечение было не готового к такому гигантскому скачку вперед.

Ни массовые операционные системы (читай Windows), ни приложения, работающие под их управлением, не были оптимизированы так, чтобы максимально использовать преимущества от наличия более одного процессорного ядра.

Поэтому замена одноядерного на двух- или четырехъядерный процессор, несомненно, приводила к росту производительности, но не так драматично, как ожидали пользователи.

Одна из основных задач нового DirectX 12 как раз таки и заключается в том, чтобы позволить играм по максимуму использовать все доступные ядра процессора и нагружать их на полную мощность. Эффект от такой оптимизации мягко говоря впечатляет – результаты в популярном тесте 3D Mark показывают 10-15-кратное увеличение производительности при переходе от DirectX 11 к DirectX 12!

Тем не менее, это еще не все. Софтверный гигант обещает рост производительности не только для мощных десктопных систем, но и для более слабых устройств, таких как портативные компьютеры и планшеты с Windows.

Разумеется, это не означает, что они чудесным образом превратятся в полноценную альтернативу настольному игровому PC, но благодаря Windows 10 и DirectX 12 они предложат более гладкую и качественную графику.

Новый интерфейс обеспечит и гораздо более эффективный алгоритм распределения задач между интегрированной и дискретной графикой – функция, подобная той, которую предлагает нашумевшая несколько лет назад технология Virtu от компании Lucid.

И наконец – DirectX 12 подготовит Windows для нового мира разрешения 4К, которое мы надеемся, закрепится в мире ПК в ближайшие несколько лет.

Комментариев пока нет!