Что такое школа-пансион?
Если вы рассматриваете возможность обучения своего ребёнка в средней школе в Великобритании, то вам обязательно нужно ознакомиться с образовательной системой этой страны, хотя бы в её основных аспектах, так как она в значительной степени отличается от российской. Родителям, равно как и ребёнку, необходимо составить чёткое представление об особенностях британских школ-пансионов, прежде чем принять важное решение о переводе на обучение в другую страну.
В Великобритании существует несколько типов школ, которые предлагают среднее образование. Школы, которые представляют наибольший интерес для родителей российских школьников, — это частные школы (independent / private / public schools – в английском варианте). Иначе эти школы также называются «школы-пансионы», так как большинство подобных школ предлагают обучение по принципу школ-интернатов, с постоянным проживанием студентов на территории школы.
По этой причине многие школы-пансионы обладают обширными территориями, кампусами, на которых размещается множество построек, охватывающих все аспекты жизни школьника: учебные центры с аудиториями и библиотеки, научные и творческие лаборатории, спортивные залы и площадки, резиденции (общежития) для проживания, парк для отдыха и магазин. Некоторые школы, в дополнение к основным постройкам, могут похвастать, например, своим собственным театром или конюшней. Часто школы-пансионы располагаются в сельской местности или пригородах, представляя собой самодостаточные студенческие городки со всем необходимым для обучения и проживания.
Частные школы, как и государственные, в обязательном порядке проходят соответствующую инспекцию и получают аккредитацию. Выпускные экзамены всех школ проверяются общегосударственными комиссиями, и степени, присуждаемые выпускникам всех типов школ, дают одинаковую квалификацию. Однако, как следует из английского обозначения частных школ – independent – школы-пансионы более независимы в образовательной политике, по сравнению с государственными: прежде всего, они свободны в выборе учебного плана и в определении вступительных требований.
Благодаря своему независимому положению частные школы обладают множеством преимуществ перед государственными, что позволило им добиться более высокого уровня преподавания. В первую очередь, благодаря частному финансированию, школа полный пансион может обеспечить более современную техническую базу (для научных занятий, занятий спортом и искусством), улучшенные условия проживания, широкий спектр факультативных занятий и др. В частных школах, как правило, более сильный преподавательский состав (и в принципе: наличие преподавателей редких предметов) и гораздо меньшее количество учеников в классе, что в совокупности значительно повышает эффективность обучения и уровень дисциплины.
Помимо этого, частные школы, которые культивируют тесные отношения внутри ученического сообщества, обладают обширными связями, — тесные отношения сохраняются среди выпускников школы и после её окончания. Эта приверженность к своей alma mater способствует не только поддержанию личностных связей среди бывших одноклассников, но и обеспечивает их поддержку вновь поступившим студентам.
Следует, однако, отметить, что и среди государственных школ есть несколько учебных заведений, которые не уступают известным частным школам по предоставляемым условиям и качеству обучения. Но их количество значительно уступает количеству рейтинговых школ-пансионов, и скорее является исключением из правил. Кроме того, у российского школьника практически нет шансов поступить в британскую среднюю школу, спонсируемую государством, на программу бесплатного обучения.
Одним из важнейших критериев выбора школы является тип обучения: раздельное (для мальчиков или для девочек) или совместное обучение. Несмотря на то что с течением времени всё большее количество школ переходит на полное или частичное совместное обучение, многие британские родители традиционно выбирают для своих детей раздельное обучение. В обоих случаях существуют свои «за» и «против». С одной стороны, согласно статистическим данным, успеваемость в школах с раздельным обучением определённо выше, так как нет отвлекающих факторов, и дети полностью сосредоточены на обучении. Но с другой стороны, в школах, где обучаются только мальчики или одни девочки, не формируются некоторые социальные навыки. Многие соседние школы с раздельным обучением регулярно проводят совместные мероприятия, и по сути, у детей есть опыт общения с противоположным полом, однако, по мнению психологов, это часто оказывается недостаточным для дальнейшего самоутверждения личности в современном мире. В каждом отдельном случае родители ребёнка сами расставляют приоритеты и делают выбор.
В последнее время всё большую популярность приобретает «бриллиантовая» система обучения (Diamond Model), признанная психологами наиболее оптимальной для среднего образования: маленькие дети с 3 до 11 лет обучаются совместно, в подростковый период с 11 до 16 лет мальчики и девочки учатся отдельно, а в старших классах уже взрослые студенты 16-18 лет снова учатся вместе, готовясь к обучению в университете. На дополнительных занятиях, в спортивных секциях, в кружках дети занимаются вместе.
Важным может оказаться и общее впечатление от школы. Прежде чем принять окончательное решение родителям настоятельно рекомендуется посетить предварительно отобранные варианты: встреча с преподавателями и учениками, осмотр резиденции и классов для занятий, прогулка по школьному саду и многие другие детали – вовсе не мелочи, когда речь идёт о выборе школы, где ребёнок проведёт как минимум два года.