The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор | Портал про авто и технологии

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Кто из вас любит стоять в пробке? Если вам надо в час пик доехать до другого конца города — вы поедете на машине или на метро? Что-то мне кажется что ваш выбор падет именно на метро. Это тупо быстрее!

Пробки — это вообще одна из самых больших проблем любого современного мегаполиса. Они раздражают — бессмысленная трата времени и сжигание бензина в пустоту. С пробками надо бороться! Но как?

И тут на сцену опять выходит Илон Маск и говорит: «А давайте убьем двух зайцев: чтобы ехать на машине и без пробок! Будем копать тоннели — такие, где машины со скоростью 200 км в час будут быстро добираться до любой точки города. И да, именно этим мы занимаемся в Boring Company — копаем туннели в будущее!»

Сегодня мы выясним что за скучная компания такая. Разберемся в сути проекта, а также объясним — почему за ним действительно стоит следить и почему даже в тоннелестроении может быть технологическая революция!

Ну и конечно не забудем про «гиперлуп» и расскажем как можно ездить в трубе со скоростями больше тысячи километров в час!

История и мотивация

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Вернемся в 2017 год. Именно тогда Илон Маск создал Boring Company, ну или скучную компанию. Стойте! Или не скучная?

Это такой каламбур и забавный факт, в английском слово “скучная” и слово “бурить” — это одно и тоже слово. Поэтому Boring Company — это скорее буровая компания, а не скучная! Но в этом явно была какая-то тактика, которой они придерживались, ведь как забавно, когда скучная компания начинает продавать огнеметы! Может забавно и не совсем подходящее слово, но хайпанули они в свое время неплохо!

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Наверняка? вы тоже видели все эти видео с огнеметами Илона Маска. Шикарный маркетинговый ход! И мало того, сама идея с продажами огнеметов не только сделала бренд Boring Company известным на весь мир, но и заработала 10 млн долларов для компании!

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Но ладно, это мы отвлеклись. Нам важно кое-что понять.

На самом деле вся суть Boring Company на данный момент — это вовсе не создание сети подземных туннелей для личных автомобилей! И тут вы можете спросить, но как так? Ведь Маск показывал гору видео, с тем как электромобили Tesla ездят по туннелям, показывал рендеры и так далее. И да, и нет одновременно.

Главная идея Boring Company состоит в разработке нового, более быстрого и дешевого метода эти тоннели бурить! Все остальное уже продукты, которые из этого вытекают и сеть тонеллей и поезд «Гиперлуп» или Hyperloop и не только!

И вот если задуматься над этим, то многое встает на свои места.

Проблема тоннелей

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Видите ли, копать тоннели — это очень дорогой и чрезвычайно медленный процесс. Самые лучшие современные машины копают всего около 15 км в год! Или всего 0,0017 км в час
то есть 1,7 метра за час работы — представили?

А по стоимости — ну например километр московского метро стоит 7 миллиардов рублей! А если вам кажется, что это очень дорого, то в США эта цифра равна примерно 1 миллиарду долларов за тот же километр пути!

Мягко говоря — не самый быстрый и не самый дешевый процесс. Так еще и сами машины — это огромные дизельные подземные черви! Их проблема в том, что они роют чуть-чуть, потом медленно двигаются вперед и ждут, пока тоннель заделают бетонными кольцами, пока проложат новые рельсы, пока все смогут укрепить, пока вывезут грунт. И только потом продолжают движение еще на чуть-чуть.

Илон Маск подумал, что этот процесс, мягко говоря плохо оптимизирован. Ведь если поставить все на поток, то можно сделать его в разы быстрее. Точнее он даже заявляет о возможном ускорении скорости в 15 раз!

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Давайте посмотрим, что же он предложил?

Во-первых, повысить мощность самой буровой!

У Маска, благодаря Tesla, есть просто огромный опыт в разработке и создании мощных электродвигателей! И он подумал, что вместо не очень эффеткивных и дорогих дизелей можно использовать мощные электродвигатели. Они проще в обслуживании, меньше по размерам, и выдают больше мощности! Ну а с подводом питания под землей особенно нет проблем.

Во-вторых, он подумал об эффективности самого процесса. Ведь каждый раз продвигаясь на чуть-чуть буровая останавливается и ждет пока тоннель за ней бетонируют. Маск предложил попробовать реализовать непрерывный процесс, когда тоннель за буровой быстро собирается из маленьких кусочков, как пазл.

Кроме того в компании подумали, что грунт, который вынимается из земли, можно тут же сразу использовать для создания бетонных компонентов тоннеля. Что избавляет от необходимости организовывать доставку бетонных блоков с завода издалека.

Еще одной важной идеей новой буровой машины является то, что она сама может зарываться и сама же прорывать себе путь на поверхность. Как червь из вселенной Фрэнка Герберта «Дюна»! Это избавляет строителей от необходимости копать глубокие ямы, для загрузки и выгрузки грузовой машины!

И вот комбинацией этого всего, то есть увеличением мощности, непрерывным бурением и оптимизацией процесса строительства Маск говорит о возможном ускорении бурения в целых 15 раз! То есть уже не 1,7 метра в час, а 25,5 метров. Звучит очень впечатляюще!

Критика

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

В реальности эти цифры кажутся просто невероятными и огромное количество специалистов ставят под сомнения факт возможности такого ускорения.

Главные аргументы тут, что Boring Company предоставляет только один единственный вариант диаметра тоннелей и сам этот диаметр довольно маленький — всего около 3,5 метров. То есть для проектов вроде метро или для многополосных тоннелей Boring Company предложить нечего.

Кроме того критике подвергалась и сама концепция рытья тоннелей для индивидуальных автомобилей. В первом видео в 2017 году показывалась паутина подземных тоннелей, где машины ехали на специальных тележках со скоростью около 200 км/ч. Но критики заметили, что проект реализуем только при очень ограниченном объеме трафика, ведь в одну машину все равно помещается всего пять человек! То есть для обеспечения безопасного передвижения надо будет сохранять большую дистанцию между автомобилями. А в масштабах мегаполисов это ограничивает трафик критически и весь проект теряет смысл.

Кстати, из интересного — оригинальное видео с концепцией подземных тоннелей с официального YouTube-канала компании удалено. Так что не исключено, что концепция и подход компании немного меняются.

Настоящее и Будущее

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Но давайте немного подумаем, что же на самом деле происходит. Почти все компании Илона Маска ломали устоявшиеся устои! Простите за тавтологию!

SpaceX полностью изменили космический рынок, доказав что частная космонавтика возможна, да и вообще они научились сажать ракеты из космоса!

Tesla изменила автомобильную индустрию, полностью поменяли отношение и подход к электромобилям. Теперь это чуть ли не крупнейший производитель автомобилей и все равняются на их технологии и видение.

И в целом примерно тоже самое можно сказать и про Starlink, и про OpenAI и про PayPal, которые так или иначе меняли рынки, на которые приходили!

И как вы думаете можно ли от Boring Company ожидать того же самого?!

Похоже, что да. Наши бурильщики явно нацелены на то, чтобы расшевелить рынок по созданию тоннелей и буровых работ, который подзастрял в прошлом! Просто говорят об этом поменьше, чем о автомобилях будущего или о полетах на Марс! Ну и конечно и скептиков, как обычно, просто куча.

Важно сказать, что Boring Company — это очень молодая и на самом деле очень маленькая компания. Ей всего пять лет и работает в ней сейчас всего двести человек, а тем временем к ней приковано уже столько внимания!

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

У компании есть контракты с правительствами нескольких городов в США на создание тестовых тоннелей, например в Лас-Вегасе и Майами! И они уже умудрились сократить общепринятую стоимость постройки тоннелей! Ведь они построили в Калифорнии тестовый тоннель длинной в 1,5 км всего за 10 млн долларов, вместо 1,5 миллиардов если сравнивать. По этому тоннелу уже катали журналистов. А потом на выставке в Лос-Анджелесе, где уже тоннель выполнял настоящую транспортную функцию на Tesla из одного конца в другой можно было доехать за минуты. А пропускная способность была около четырех тысяч человек в час. В общем, будем наблюдать и, надеюсь, скоро сами прокатимся. Посмотрим, к чему приведет развитие компании! К транспорту будщего или просто дешевому бурению!

Hyperloop

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Кстати, о первом — есть еще один подпроект Boring Company и SpaceX, который мы просто обязаны тут обсудить, а именно Hyperloop — проект вакуумного поезда, предложенный в 2013 году Илоном Маском.

Надо сказать, что сейчас подобной разработкой занимаются не только компании Илона Маска, но и например компания Virgin, и Гиперлуп ТТ тоже исследуют эту возможность. А сам проект является опенсорс-проектом, в котором может участвовать кто угодно! В чем вообще идея гиперлупа?

Для начала нужно ответить на вопрос — почему для того, чтобы к максимальной скорости Bugatti Veyron (мощность 1001 л.с.) добавить всего каких-то 25 км в час, до 430 км/ч надо было добавить мощность хорошего BMW?

Все дело в сопротивлении воздуха. На высоких скоростях движение через атмосферу — все равно, что пытаться ехать через желе! Это требует просто колоссальных мощностей и главное — чем быстрее хочешь ехать? тем больше должен быть прирост по мощности двигателя!

Понятное дело, что увеличивать мощность до бесконечности невозможно. Да и на больших скоростях начинаются проблемы с перегревом от трения об воздух. Поэтому можно зайти с другой стороны — а именно убрать воздух, то есть понизить давление вокруг движущегося объекта. Тогда такого огромного прироста в мощности уже не потребуется, а скорость все равно будет набираться, ведь не будет сопротивления воздуха.

Идеальный пример — самолеты! Они поднимаются на высоту около 10 километров, а там давление всего 20 процентов от атмосферного. Идеальное давление для поддержания большой скорости, и подъемной силы! Но что если вы хотите понизить давление на поверхности Земли? Мы уже когда-то об этом рассказывали в материале про вакуум!

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Так вот надо попробовать создать вакуум в каком-то объеме. И в случае гиперлупа: объем — это длинная труба! Причем по последним расчетам там совсем необязательно создавать очень глубокий вакуум, точнее глубокий вакуум даже навредит. Для работы системы нужно от 0,1 до 0,5 процента от атмосферного давления! Это давление можно создать относительно просто, с помощью обычных вакуумных насосов, которые не очень и дорогие!

А оставшийся в трубе воздух можно будет перенаправлять под днище поезда и он будет играть роль воздушной подушки, тем самым еще сильнее уменьшая сопротивление. По расчетам эти поезда в трубе будут способны ездить на скоростях от 420 до 1100 км/ч в зависимости от рельефа! Это просто невероятные скорости — только подумайте, что из Москвы в Петербург можно будет доехать всего за сорок минут или около того!

И первые прототипы вакуумных труб уже тестируются, и команда из Мюнхенского Университета смогла разогнаться до почти 500 км/ч. А Virgin вообще уже запустил людей в тостовую капсулу в 2020 году, развив почти 200 км/ч.

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

Да — это немного, но надо понимать, что это довольно сырая технология, которая на самом деле находится на начальном этапе разработки. Еще очень много практических вопросов, например — какого размера нужна труба, воздушная или магнитная подушка будкет использоваться, какого размера сами капсулы нужны и так далее.

Кроме того проект постоянно критикуют относительно целесообразности и перспективы, а также возможности технологической реализации. Некоторые инженеры говорят, что проект будет необоснованно дорогим и очень сложным.

Ну а в идеале конечно эти тоннели гиперлуп опускать под землю, прям как метро, чтобы не мешались на поверхности. Тут то Boring Company со своими новыми технологиями быстрого бурения и пригодится, ведь они анонсировали, что полноценный тест гиперлуп-системы будет уже в этом году!

Выводы

The Boring Company Илона Маска — Тоннели в Будущее. Разбор

В общем, мы будем наблюдать за очередным творением Илона Маска и будем следить за тем как Boring Company и Hyperloop пытаются совершить очередную революцию. Тем более что одна из возможных целей компании — это помощь в создании колонии человека на Марсе и построении марсианских городов, там то уж надо бурить суперэффективно!

Post Views: 37