Типы матриц мониторов: pls, ips и что лучше – компьютерные советы - Портал про авто и технологии

Типы матриц мониторов: pls, ips и что лучше – компьютерные советы

Оглавление

Сравнительные характеристики матриц IPS и PLS для монитора

Komp.Guru > Техника > Сравнительные характеристики матриц IPS и PLS для монитора

Популярность каждого товара зависит от двух факторов. Это качество продукта и его цена. TN-матрицы, господствовавшие на рынке долгие годы, привлекали своей низкой стоимостью. Однако с разработкой технологии IPS и её последующим удешевлением выбор покупателей был предопределён. Лавры «народного любимца» перешли к новому претенденту.

Но не всё так просто. Развитие IPS породило множество вариаций этой матрицы. Наиболее известная из них — PLS. Какой же из двух вариантов лучше? В чём отличия между остальными разновидностями IPS? Ответы на эти вопросы укажут покупателю на правильный выбор.

Технология IPS

К 1996 году гегемония TN-матриц подошла к концу. Компании Hitachi и NFC успешно завершили совместную разработку инновационной технологии. IPS-матрицы были выпущены в свет и презентованы широким массам.

Основная цель, ради которой создавался этот продукт, — замена устаревшего TN-предшественника. Столь привычные на тот момент недуги, как скудная цветопередача, низкая контрастность и малые углы обзора, остались в прошлом. Новые мониторы закономерно пришли к лидерству на рынке.

«In-Plane Switching» дословно переводится как «внутриплощадочное переключение». Высокое качество картинки этой матрицы достигается за счёт принципиально иного расположения жидких кристаллов. Если в TN они были выстроены по спирали, то в IPS — параллельно друг другу.

Совершенная картинка

Новое решение предлагает сразу несколько преимуществ, с учетом этого их предшественники попросту не выдерживают конкуренции:

Качественная цветопередача Полная глубина цвета RGB выдаёт максимально реалистичное изображение без каких-либо отклонений или искажений. Свыше одного миллиарда цветов и их оттенков. Фотографы и дизайнеры оценят это по достоинству.
Высокая яркость и контрастность Улучшенные показатели яркости и контрастности существенно повышают качество картинки. TN остаётся в проигрыше. Скудность, серость и невзрачность изображения невозможно полностью исправить даже профессиональной настройкой монитора.
Увеличенные углы обзора Углы обзора у IPS-матрицы также разительно шире её предшественницы — до 178°. Цвет изображения не искажается даже при столь большом отклонении взгляда от центра монитора. На различных TN-матрицах этот параметр составляет от 90° до 150°.
Безопасность при работе Приход IPS-матриц стал настоящим подарком для пользовательских глаз. Офтальмологи утверждают, что этот вариант более удобен при длительной работе за монитором, нежели TN .

Не обошлось ещё и без маленькой, но приятной мелочи. Реакция на физическое воздействие исключена. Если ткнуть пальцем в TN-монитор, то на месте прикосновения возникнут отчётливо заметные «волны», искажающие изображение. В «In-Plane Switching» эта проблема отсутствует.

Не без изъянов

Однако даже столь инновационную технологию нельзя назвать идеалом. IPS-матрицы всё-таки обладают очевидными недостатками:

Высокое время отклика У TN-матрицы этот параметр составляет 1 миллисекунду. В случае с IPS — от 10 и выше. Поэтому во время динамичных сцен в играх и фильмах пользователь заметит шлейфы от объектов на экране. Это приводит к эффекту «смазывания» изображения, что негативно сказывается на комфорте восприятия.
Дороговизна Прорывные технические характеристики не могли не отразиться на стоимости продукта. Даже сегодня, когда цена IPS-матриц существенно снизилась, варианты на TN всё равно остаются дешевле.

Современные матрицы также не лишены вышеперечисленных минусов. Однако было бы несправедливо заявлять, что технология осталась на месте в сравнении с былыми вариациями.

Дальнейшее развитие

С открытием в 1996-м году стремление к совершенной картинке только набирало обороты. Технология нуждалась в удешевлении и доработке высокого времени отклика. Не менее важной задачей стало улучшение её сильных сторон.

  • S-IPS — в 1998 года компания Hitachi разрабатывает технологию, продолжающую развитие своей родоначальницы. Унаследовав все её преимущества, S-IPS также предлагает более низкое время отклика.
  • H-IPS — ещё одна разновидность, но разработанная уже компанией LG в 2007 году. Отличается улучшенной контрастностью и однородностью изображения.
  • P-IPS — в 2010 году компания LG выпускает «Professional-IPS, чей цветовой охват достигает 1.07 миллиарда цветов (30-битная глубина).
  • AH-IPS — технология, разработанная в 2011 году той же LG. Улучшено качество цветопередачи, повышена плотность пикселей, увеличена яркость изображения.

„Врождённые“ недостатки „In-Plane Switching“ стали менее критичными. Особенно если сравнивать с тем, что было в 1996-м году.

Однако стоимость данной матрицы и её время отклика всё ещё далеки от идеала. Это и стало отправной точкой для разработки альтернативы, приобретшей широкую популярность на рынке мониторов.

С приходом pls

В конце 2010 года компания Samsung презентовала миру своё видение прогресса для современных матриц — „Plane-to-Line Switching“. PLS позиционировалась как принципиально новая замена несовершенной IPS. Представители «Самсунг» не давали каких-либо описаний собственной технологии.

Правда, в один момент корпорация косвенно признала свою матрицу разновидностью IPS. Это произошло во время судебных разбирательств с компанией LG. В иске, который подали Samsung, утверждалось, что AH-IPS — это модификация их технологии PLS. На самом деле, это не соответствовало действительности. С другой стороны, ничто не отменяет ряда технических преимуществ PLS в сравнении с конкурентом:

Более высокая плотность пикселей Обеспечивает более яркое и насыщенное изображение.
Низкое время отклика «Plane-to-Line Switching» — наиболее близкий вариант к TN среди других типов матриц: 4−5 мс против 1 мс.
Широкие углы обзора Аналогичные показателям в IPS.
Стоимость Предполагается, что производство PLS-матриц обойдётся на 15% дешевле, чем «In-Plane Switching».

Качество изображения и цветовой охват RGB в PLS ничем не уступает современным IPS. Однако данные от различных экспертных исследований противоречивы. Одни приходят к заключению, что PLS в этом плане несколько превосходит своего конкурента. Другие же полагают, что никакого отличия здесь нет и обе матрицы равны.

Из этого следует вывод: если разница в качестве изображения/цветопередачи между PLS и IPS всё-таки есть, то она незначительна.

Советы по выбору

Ценителям яркой реалистичной картинки и чётких динамичных сцен рекомендуется смотреть в сторону PLS. Да, время отклика у этой матрицы немногим выше, нежели у TN.

Однако разница не критична — эффект «размытия» объектов на дисплее исключён в обоих вариантах. Зато цветопередача, яркость, контрастность и углы обзора тут определённо перевешивают в сторону PLS.

Достойный вариант для широкой аудитории, увлекающейся играми и кино.

«In-Plane Switching» заслуживает внимания тех, кому важна исключительно цветопередача (фотографы, дизайнеры и т. д. ). Количество модификаций этой технологии гораздо шире тех наиболее популярных, которые были рассмотрены ранее.

Однако профессиональная работа с графикой и цветом требует сугубо индивидуального подхода. Для различных задач вполне подойдёт монитор и на PLS-матрице.

При этом он обойдётся значительно дешевле, чем какой-либо специфический тип IPS.

Обычный пользователь также оценит современные разновидности этой матрицы. При двух условиях:

  1. Монитор на её основе обладает похожими характеристиками с сопоставимым в ценовом диапазоне аналогом на PLS-матрице.
  2. Данный монитор с матрицей стоит дешевле того же аналога на PLS.

Желаете качественное изображение с низким временем отклика? PLS-матрица к вашим услугам.

Требуется монитор сугубо для профессиональной работы с графикой? Та же PLS и множество разновидностей IPS удовлетворят ваши потребности — выбор зависит от соответствия требуемым техническим параметрам и стоимости продукта.

Нашли монитор с современной IPS-матрицей, чьи характеристики приближены к сопоставимому по цене PLS-аналогу, но при этом дешевле? Достойный вариант для приобретения.

Выбираем подходящую матрицу для ноутбука

Автор Дмитрий 779 Дата Фев 26, 2016

С развитием технологий производства дисплеев у пользователей все больше возникает вопросов при выборе подходящего монитора.

Помимо его физических размеров, в частности диагонали видимой зоны и разрешения, необходимо выбрать тип матрицы и сопутствующие параметры — контрастность, цветопередачу, время отклика и прочее.

Выбрать монитор, разбираясь во всех этих тонкостях, не составит большого труда, если предварительно изучить принципы его работы и основные характеристики главного его компонента — матрицы, о чем и пойдет речь ниже.

Сравнение типов матриц при разных углах обзора

Общие сведения о дисплеях и их компонентах

Монитор компьютера при всей своей кажущейся простоте, является весьма технически сложным компонентом, который, как и остальное аппаратное обеспечение, имеет множество различающихся параметров, технологий изготовления, а также характеристик. Практически все дисплеи для ПК состоят из следующих частей:

  • корпус, в котором заключена вся электронная начинка. На корпусе также имеются крепления для монтирования дисплея на вертикальные или горизонтальные поверхности;
  • матрица или экран — основной компонент монитора, от которого зависит вывод графической информации. В современных устройствах применяются различные матрицы для мониторов, отличающиеся многими параметрами, среди которых первостепенную важность имеют разрешение, время отклика, яркость, цветопередача и контрастность;
  • блок питания — часть электронной цепи, отвечающая за преобразование тока и питание всей остальной электроники;
  • электронные компоненты на специальных платах, отвечающие за преобразование поступающих на монитор сигналов и их последующий вывод на дисплей для отображения;
  • другие компоненты, среди которых может встречаться маломощная акустическая система, концентраторы USB и прочее.

Совокупность основных параметров дисплея, на основе которой он выполнен, предопределяет сферу его использования. Недорогие потребительские мониторы могут оснащаться экранами с не самыми внушительными характеристиками, поскольку подобные устройства чаще всего недорогие и не требуются для работы в профессиональных графических приложениях.

Дисплеи для профессиональных геймеров прежде всего должны иметь минимальную задержку отображения информации, поскольку это критически важно в современных играх.

Дисплеи для графических редакторов, используемых дизайнерами, отличаются самые высокими показателями яркости, уровнем цветопередачи и контрастности, ведь точная передача картинки здесь играет самую важную роль.
В настоящее время в дисплеях встречающихся на рынке, как правило, используются несколько видов матриц.

В технических описаниях мониторов можно встретить большое их количество, но в основе этого многообразия могут лежать одни и те же базовые технологии, улучшенные или незначительно доработанные для повышения их показателей. К таким основным видам экранов относятся следующие.

  1. «Twisted Nematic» или матрица TN. Ранее к наименованию этой технологии добавлялась приставка «Film», означающая дополнительную пленку на ее поверхности, увеличивающую угол обзора. Но это обозначение все реже встречается в описаниях, поскольку большинство производимых сегодня матриц уже оснащены ею.
  2. «In-Plane Switching» или тип матрицы IPS, как более часто встречающееся наименование в сокращенном виде.
  3. «Multidomain Vertical Alignment» или MVA матрицы. Более современная инкарнация этой технологии обозначается как матрица VA. Данная технология также отличается своими преимуществами и недостатками и является чем-то средним между представленными выше.
  4. «Patterned Vertical Alignment». Разновидность технологии MVA, которая была разработана в качестве конкурентного ответа ее создателям — компании Fujitsu.
  5. «Plane-to-Line Switching». Это один из самых новых типов матриц для дисплеев, который был разработан относительно недавно — в 2010 году. Единственным недостатком этого типа матрицы, при остальных превосходящих конкурирующие технологии характеристиках, является сравнительно длительное время отклика. Также PLS матрица отличается весьма высокой стоимостью.

Матрица TN, TN+film

Тип матрицы TN является одной из самых распространенных и в то же время это весьма устаревшая по современным меркам технология их изготовления. Именно с этой разновидности матриц началось победное шествие жидкокристаллических экранов на смену электронно-лучевым трубкам.

Стоит отметить, что единственное неоспоримое их преимущество — это крайне малое время отклика и по этому параметру они превосходят даже более современные аналоги. Остальными критически важными для монитора параметрами — контрастностью изображения, его яркостью и допустимыми углами обзора, увы, данный тип матриц не отличается.

К тому же стоимость мониторов на основе этой разработки невысокая и можно сказать что это еще один плюс технологии «Twisted Nematic».
Причина основных недостатков «Twisted Nematic» кроется в самой технологии их производства и строении оптических элементов.

В матрицах TN кристаллы между электродами (каждый из которых представляет собою отдельный пиксель видимой зоны) располагаются в виде спирали при подаче на них напряжения. От степени ее закругления зависит количество проходящего сквозь нее света, а из множества таких элементов и формируется картинка на экране.

Но ввиду неравномерности формирования спирали в каждом элементе матрицы очень падает уровень контрастности выводимого на нее изображения (рис. 1). А учитывая то, что преломление света при прохождении сквозь сформированную спираль сильно отличается от направления взгляда, то угол обзора такой матрицы весьма невелик.

Рис. 1. Сравнение матриц IPS и TN

Дисплеи VA/MVA/PVA

Матрица VA была разработана в качестве альтернативы популярным в то время технологиям TN и уже завоевавшей приверженность пользователей, хоть еще и не так распространенной на рынке IPS. Основное ее конкурентное преимущество разработчики позиционировали как время отклика, составлявшее на момент внедрения на рынок около 25 мс.

Еще одним важным преимуществом новой технологии являлся высокий уровень контрастности, опережавший аналогичные показатели в технологиях изготовления матриц TN, а также IPS.
Данная технология, которая изначально называлась «Vertical Alignment», имела также весьма существенный недостаток в виде относительно малых углов обзора.

Проблема скрывалась в строении оптических элементов матрицы. Кристаллы каждого элемента матрицы ориентировались вдоль линий напряжения или параллельно им. Это вело к тому, что угол обзора матрицы был, мало того что небольшим, так еще и изображение могло отличаться в зависимости от того, с какой стороны пользователь смотрел на экран.

На практике это приводило к тому, что малейшее отклонение угла зрения приводило к сильному градиентному заполнению картинки на экране (рис. 2).

Рис. 2. Углы обзора монитора с технологией MVA

Избавиться от этого недостатка удалось с развитием технологии в «Multidomain Vertical Alignment», когда группы кристаллов внутри электродов организовали в своеобразные «домен», как это и отображено в названии.

Теперь они стали размещаться по-разному в пределах каждого домена, из которых состоит целый пиксель, поэтому пользователь мог смотреть под разными углами на монитор и изображение от этого практически не менялось.

Сегодня дисплеи с MVA экранами используются для работы с текстом и практически непригодны для динамичных изображений, которым отличается любая современная игра или фильмы.

Высокая контрастность, равно как и углы обзора позволяют уверенно работать с ними тем, кто работает, например, с чертежами, много печатает и читает.

Экран IPS

TFT IPS матрица разрабатывалась с учетом устранения основных недостатков предшествующей технологии — «Twisted Nematic», а именно малых углов обзора и плохой передачи цвета.

Из-за своеобразного расположения кристаллов в TN матрице, цвет каждого пикселя варьировался в зависимости от направления взгляда, поэтому пользователь мог наблюдать «переливающуюся» картинку на мониторе.

TFT IPS матрица состоит из кристаллов, которые расположены в параллельной плоскости к ее поверхности, а при подаче напряжения на электроды каждого элемента, они разворачиваются на прямой угол. Последующее развитие технологии привело к появлению таких видов матриц, как Super IPS, Dual Domain IPS и Advanced Coplanar Electrode IPS.

Все они, так или иначе, основаны на одном принципе с разницей лишь в расположении жидких кристаллов. На заре своего появления технологию отличал весомый минус — длительное время отклика, составлявшее до 65 мс. Главное же ее преимущество — потрясающая цветопередача и широкие углы обзора (рис. 1), при которых картинка на экране не искажалась, не инвертировалась и не появлялся нежелательный градиент.

https://www.youtube.com/watch?v=zjTbCMWRACA

Мониторы с IPS матрицей сегодня пользуются огромным спросом и применяются не только в дисплеях для ПК, но и в портативных устройствах — планшетах и смартфонах. Они также применяются в основном там, где важен цвет картинки и максимально точная его передача — при работе с графическим ПО, в дизайне, фотографии и прочее.

Матрица PLS

Тип матрицы PLS – это передовой край развития технологий их создания. Компания Samsung, являющаяся разработчиком этой уникальной технологии, в качестве цели ставила для себя производство матриц, значительно превышающих по параметрам конкурирующую технологию — IPS и во многом ей это удалось. К несомненным преимуществам этой технологии можно отнести:

  • один из самых низких показателей потребления тока;
  • высокий уровень цветопередачи, полностью охватывающий диапазон sRGB;
  • широкие углы обзора;
  • высокая плотность отдельных элементов — пикселей.

Из недостатков стоит выделить время отклика, не превышающее аналогичные показатели в технологии «Twisted Nematic» (рис. 3).

Рис. 3.

Сравнение PLS (справа) и TN (слева)

Важно! Выбирая какой тип матрицы монитора лучше, стоит в первую очередь определиться с задачами, поскольку во многих случаях покупка самого современного дисплея может оказаться экономически необоснованной. Новейшие разработки, отличающиеся высоким временем отклика, пригодятся для профессиональных игр или просмотра динамических сцен в видео.

Мониторы с высоким уровнем цветопередачи подойдут для дизайнеров и художников. А если необходим недорогой монитор для серфинга в сети и работы с текстом, то подойдут варианты на основе старых, но проверенных временем технологий.

Типы матриц монитора – какие есть и как выбрать

Что важно при выборе монитора? Разрешение, диагональ экрана, частота обновления, время отклика? Несомненно, но важно также определиться, какая матрица необходима, ибо от ее типа зависит ряд характеристик, которые непосредственно влияют на выбор.

В ряде случаев требования одни, для которых подойдут те или иные мониторы. В других случаях требуются другие характеристики, и некоторые экраны однозначно придется исключить из выбора.

Какие типы матриц монитора существуют, чем различаются, в чем их различия – об этом и поговорим.

Современные мониторы

Ушли в прошлое CRT-дисплеи, изготавливаемые с применением вакуумной трубки (кинескопа). Они были громоздкие, тяжелые, и, естественно, для использования в мобильной технике не подходили абсолютно. Вытеснены они мониторами, экраны которых выполнены на жидких кристаллах, отсюда и название их ЖК-дисплеи, или по-иностранному – LCD (Liquid Crystal Displays).

О достоинствах и недостатках распространяться не буду, они известны, да и не столь важны сейчас, не об этом сегодня разговор. Надо разобраться, какие типа матриц используются в мониторах, в чем их отличие, в каких случаях разумнее использовать один вид, а в каких – другой.

TN (Twisted Nematic)

Один из самых старых типов матриц, до сих пор актуальный и используемый. В настоящее время применяется ее модифицированная версия, маркируемая TN+film. Популярность ее зиждется на двух основных преимуществах: быстродействии (низкое время отклика и задержки) и низкой цене. Действительно, время отклика порядка 1 мс – это в порядке вещей.

Даже недостатки, присущие этой технологии изготовления экранов, не в силах отправить ее на покой. А минусов хватает. Это и небольшие углы обзора, и неважная цветопередача, и невысокая контрастность, и недостаточная глубина черного цвета. Хотя, если экран расположен прямо перед глазами владельца, то проблема с углами обзора несколько снижает свою остроту.

Ухудшается положение еще и тем, что разные матрицы от разных производителей могут серьезно отличаться друг от друга. Если в дорогих игровых моделях ноутбуков или игровых мониторах может устанавливаться вполне сносный экран, то в бюджетных устройствах качество дисплея может быть весьма посредственным.

Как это работает

Сам экран представляет собой «бутерброд» из двух поляризующих фильтров, между которыми расположены электроды на прозрачных подложках с обеих сторон экрана, двух металлических пластин и, в середине, слоя жидких кристаллов. С внешней стороны экрана устанавливается светофильтр.

На стеклянные пластины нанесены бороздки, причем во взаимно перпендикулярном направлении, что задает первоначальную ориентацию кристаллов. Благодаря такому расположению бороздок, жидкие кристаллы закручены в спираль, откуда, собственно, и пошло название технологии Twisted Nematic.

Если напряжения на электродах нет, то расположенные по спирали кристаллы поворачивают плоскость поляризации света таким образом, что он проходит через второй (наружный) поляризационный фильтр.

Если напряжение на электроны подано, то, в зависимости от уровня этого напряжения, жидкие кристаллы разворачиваются, изменяя интенсивность проходящего света.

При определенном напряжении плоскость поляризации света не будет изменяться, и второй фильтр полностью поглотит свет.

Наличие двух электродов позволяет улучшить энергоэффективность, а частичный поворот кристаллов благотворно влияет на быстродействие матрицы.

Из-за того, что при отсутствии напряжения кристаллы пропускают свет, при возникновении дефектов в матрице («битые пиксели») они представляют собой светящуюся белую точку. В других технологиях такие точки темные.

Идентифицировать «на глаз» матрицу TN можно, если посмотреть на включенный экран под углом. И чем больше он (угол) будет, тем более блеклыми будут становиться цвета, тем менее контрастным будет становиться изображение. В некоторых случаях возможно даже инвертирование цветов.

IPS (In-Plane Switching)

Мониторы с такой матрицей сейчас наиболее частые конкуренты мониторам с TN-экраном.

Практически все недостатки последних удалось побороть, к сожалению, пожертвовав теми достоинствами, которые были у предыдущей технологии.

Мониторы с IPS матрицей априори дороже и имеют большее время отклика. Для игровых систем это может оказаться существенным аргументом для того, чтобы сделать выбор в пользу TN.

Зато для того, кто профессионально работает с изображениями, кому необходима качественная цветопередача, широкий цветовой охват, мониторы с такой матрицей — оптимальный выбор. К тому же с углами обзора тут проблем нет, черный цвет гораздо больше похож на черный, а не выглядит неким оттенком серого, как это нередко бывает на TN-экранах.

Как это работает

Между двумя поляризационными фильтрами располагается слой управляющих микропленочных транзисторов и слой жидких кристаллов, имеющих светофильтры трех основных цветов. Кристаллы расположены вдоль плоскости экрана.

Плоскости поляризации фильтров перпендикулярны друг другу, поэтому, при отсутствии напряжения, свет, проходящий через первый фильтр и поляризуемый в одной плоскости, задерживается вторым фильтром, обеспечивая глубокий черный цвет. Кстати, именно поэтому в случае появления «битого пикселя» на экране он выглядит как черная точка, а не белая, как бывает в случае с TN-матрицами.

При появлении напряжения на управляющих электродах кристаллы поворачиваются опять-таки вдоль плоскости экрана, пропуская свет. Отсюда вытекает один из недостатков технологии – большее время отклика. Это связано именно с необходимостью поворота всего массива кристаллов, на что тратится время. Зато обеспечиваются углы обзора вплоть до 178° и отличная цветопередача.

Есть и еще минусы у этой технологии. Это большее энергопотребление, т. к. расположение электродов только с одной стороны вынудило увеличить напряжение для обеспечения поворота всего массива кристаллов. Используемые лампы так же более мощные, чем в случае с TN, что дополнительно увеличивает потребление энергии.

Варианты IPS

Технология не стоит на месте, в нее вносятся улучшения, которые позволили существенно снизить время отклика и цену. Так, существуют следующие варианты IPS-матриц:

  • S-IPS (Super-IPS). Второе поколение технологии IPS. Экран имеет несколько измененную пиксельную структуру, сделаны улучшения для снижения времени отклика, приблизившись по этому параметру к характеристикам TN-матриц.
  • AS-IPS (Advanced Super-IPS). Следующее улучшение технологии IPS. Главная цель состояла в повышении контрастности панелей S-IPS и увеличении их прозрачности, став ближе по этому параметру к S-PVA.
  • H-IPS. Изменилась структура пикселей, увеличилась плотность их размещения, что позволило еще больше увеличить контрастность и сделать изображение более однородным.
  • H-IPS A-TW (Horizontal IPS with Advanced True Wide Polarizer). Разработка компании LG. За основу взята панель H-IPS, в которую добавлен цветовой фильтр TW (True White — «настоящий белый»), что улучшило белый цвет. Применение поляризационной пленки компании NEC (технология Advanced True Wide Polarizer) позволило избавиться от возможных засветов при больших углах обзора («глоу-эффект») и, одновременно, увеличить эти углы. Этот тип матриц применяется в профессиональных мониторах.
  • IPS-Pro (IPS-Provectus). Разработка компании BOE Hydis. Уменьшено межпиксельное расстояние, увеличены углы обзора и яркость.
  • AFFS (Advanced Fringe Field Switching, иногда называют – S-IPS Pro).
  • e-IPS (Enhanced IPS). Увеличение светопроницаемости позволило использовать более экономичные и дешевые лампы подсветки. Уменьшилось время отклика, достигнув значений в 5 мс. Мониторы с такими матрицами обычно имеют диагональ до 24 дюймов.
  • P-IPS (Professional IPS). Профессиональные матрицы с 30-битной глубиной цвета, увеличенным количеством возможных ориентаций субпикселей (1024 против 256 у остальных), что улучшило цветопередачу.
  • AH-IPS (Advanced High Performance IPS). Матрицы этого типа отличаются самыми большими углами обзора, высокой яркостью и контрастностью, малым временем отклика.
  • Разработка компании Samsung, внесшая улучшения в исходную технологию IPS. Подробности компанией не разглашаются, но удалось снизить энергопотребление, время отклика сделать сходным с S-IPS. Правда, контрастность несколько ухудшилась, да и с равномерностью подсветки не так все гладко.

VA (Vertical Alignment)/MVA (Multi-Domain Vertical Alignment)

Технология, разработанная компанией Fujitsu. Во многом такие экраны занимают промежуточное положение между TN и IPS вариантами. Так, углы обзора и цветопередача лучше, чем у TN, но похуже, чем у IPS. Аналогично и со временем отклика. В то же время стоимость их ниже, чем у IPS.

Как это работает

Принцип действия следует из названия (ну или название отражает принцип действия данной технологии). Кристаллы расположены вертикально, т. е. перпендикулярно подложке. При отсутствии напряжения ничто не мешает прохождению света через кристаллы, а второй поляризационный фильтр полностью задерживает свет и обеспечивает глубокий черный цвет. Это одно из достоинств технологии.

При приложении напряжения кристаллы разворачиваются, пропуская цвет. В первых матрицах угол обзора был очень мал. Это удалось исправить в модифицированном варианте технологии – MVA, где использовались несколько кристаллов, расположенных друг за другом и отклоняющихся синхронно.

Варианты VA/MVA

Существует несколько разновидностей этой технологии, к развитию которой «приложили руку» разные компании:

  • PVA (Patterned Vertical Alignment). Свой вариант технологии представила компания Samsung. Подробности не разглашаются, но PVA имеет чуть лучшую контрастность и немного меньшую стоимость. В целом, варианты весьма близки и часто между ними не делается различий, указывая MVA/PVA.
  • S-PVA (Super PVA). Совместная разработка Sony и Samsung. Улучшены углы обзора.
  • S-MVA (Super MVA). Разработка компании Chi Mei Optoelectronics/Innolux. Помимо увеличения углов обзора, улучшена контрастность.
  • A-MVA (Advanced MVA). Дальнейшее развитие S-MVA от компании AU Optronics. Удалось уменьшить время отклика.

Данный вариант матриц – оптимальный компромисс между дешевыми, но с кучей недостатков, TN, и более качественными, но более дорогими IPS.

Единственный, пожалуй, недостаток MVA – это недостаток цветопередачи при увеличении угла обзора, особенно в полутонах.

В повседневном использовании это практически незаметно, но у профессионалов, работающих с изображениями, могут быть сомнения по поводу таких матриц.

OLED (Organic Light Emitting Diode)

Технология, существенно отличающаяся от тех, что используются ныне. Стоимость матриц, особенно больших диагоналей, сложность производства пока что препятствуют широкому использованию этой технологии в производстве мониторов. Те модели, которые есть, стоят дорого и редки.

Как это работает

В основе технологии лежит использование углеродных органических материалов. Под напряжением они излучают определенный цвет, а при его отсутствии – полностью неактивны. Это позволяет, во-первых, полностью избавиться от подсветки, а во-вторых, обеспечить идеальную глубину черного цвета. Ведь ничего не светится и не фильтруется, посему и претензий к черному цвету быть не может.

Экраны OLED обеспечивают высокие значения яркости и контрастности, отличные углы обзора без искажений. Энергоэффективность на высоком уровне. Скорость отклика недоступна даже TN матрицам.

И все же ряд недостатков пока что сдерживает применение таких экранов. Это и небольшое время работы (экраны склонны к «выгоранию» — эффекту, который был присущ плазменным панелям), сложный процесс производства с довольно большим количеством брака, что повышает стоимость таких матриц.

QD (Quantum Dots)

Еще одна перспективная технология, основанная на использовании квантовых точек. На данный момент мониторов, выполненных по этой технологии, мало, да и стоят они недешево.

Технология позволяет преодолеть практически все недостатки, присущие всем остальным вариантам матриц, используемых в дисплеях.

Единственный недостаток – глубина черного не дотягивает до того уровня, что есть у OLED экранов.

Как это работает

В основе технологии лежит использование нанокристаллов размером от 2 до 10 нанометров. Разница в размерах не случайна, т. к. именно в этом и кроется вся хитрость.

При подаче на них напряжения, они начинают излучать свет, причем с определенной длиной волны (т. е. определенного цвета), которая зависит от размеров этих кристаллов.

Цвет также зависит от материала, из которых изготовлены нанокристаллы:

  • Красный цвет – размер 10 нм, сплав кадмия, цинка и селена.
  • Зеленый цвет – размер 6 нм, сплав кадмия и селена.
  • Синий цвет – размер 3 нм, соединение цинка и серы.

В качестве подсветки используются синие светодиоды, а квантовые точки, отвечающие за зеленый и красный цвет, наносятся на подложку, причем сами эти точки никак не упорядочены. Они просто смешаны друг с другом. Попадающий на них синий свет от светодиода заставляет их светиться с определенной длиной волны, формируя цвет.

Эта технология позволяет обойтись без установки светофильтров, т. к. уже заранее получен нужный цвет. Тем самым улучшаются яркость и контрастность, т. к. удается избавиться от одного из слоев, из которых состоит экран.

В отличие от OLED, глубина черного немного ниже. Стоимость таких экранов пока что высока.

Сравнение матриц, выполненных по разным технологиям

В таблице краткое сравнение описанных типов матриц, из которого может быть понятно, в чем сильны, а в чем проигрывают те или иные типы экранов.

Тип матрицы TN IPS MVA/PVA OLED QD
Время отклика Низкое Среднее Среднее Очень низкое Среднее
Углы обзора Малые Хорошие Средние Отличные Отличные
Цветопередача На низком уровне Хорошая Хорошая, чуть хуже, чем у IPS Отличная Отличная
Контрастность Средняя Хорошая Хорошая Отличная Отличная
Глубина черного Низкая Хорошая-отличная Отличная Отличная Чуть хуже, чем у OLED
Стоимость Низкая Средняя-высокая Средняя Высокая Высокая

Заключение. Типы матриц монитора – какие выбрать?

Владельцы ноутбуков не избалованы выбором, в большинстве случаев используются либо TN, либо IPS экраны. За редким исключением каких-либо дорогих, статусных девайсов, где применяются более дорогие типы матриц.

Пользователи обычных мониторов могут выбрать все, что душе может быть угодно, а финансами позволено. Для экономии, если речь идет об играх или офисной работе, вполне сгодится монитор с TN экраном.

Универсальным решением является монитор с IPS матрицей, или, как вариант, MVA. Широкие углы обзора, черный цвет, больше похожий на действительно черный, отличная цветопередача вам обеспечены.

Вопрос только в стоимости и большем, чем у TN, времени отклика.

Впрочем, игровые мониторы на таких матрицах показывают себя отлично, и если цели сэкономить, во что бы то ни стало, нет, то, определенно, стоит рассмотреть такой вариант.

Ну а у профессионалов вообще, фактически, альтернатив нет. Выбор между просто IPS и опять-таки IPS, но с каким-либо дополнением — IPS-Pro, H-IPS и т. п.

Перспективные варианты пока что на рынке представлены слабо, но, если так уж хочется иметь что-то особенное, то почему нет?

Об остальных параметрах мониторов читайте в другом материале.

Что лучше PLS или IPS?

Выбор монитора – процесс крайне спорный, субъективный и долгий. Одним подавай глянец на 27”, другие же хотят профессиональное решение с глубоким охватом sRGB и Adobe RGB.

Третьи желают максимально низкий отклик матрицы, что критично важно в Action-играх и шутерах. Всем сразу не угодить, да и универсальных решений пока не существует.

В одном лишь категории сходятся – это матрица.

На сегодняшний день представлено более 10 различных технологий изготовления матрицы, среди которых IPS, PLS, TFT, TN, PVA и не только.

Каждая характеризуется своей светочувствительностью, скоростью отклика (от серого к серому), качеством, насыщенностью и, собственно, цветопередачей.

Так какая матрица лучше? Если не вникать в профессиональный сегмент, то сейчас на рынке доминируют варианты на IPS и PLS. Что лучше? Сейчас разберем.

Что нужно знать об IPS

Технология In-Plane-Switching (IPS), известная еще как Super Fine TFT появилась уже в «далеком» 1996 году как альтернатива TN. У истоков стояла NEC и Hitachi. Впоследствии они начали развиваться независимо друг от друга, поэтому нам более известен вариант Hitachi. NEC же обозвал свою матрицу SFT.

Разработка должна была лишить TN+film «детских» болезней в виде углов обзора, контрастности, цветопередачи и времени отклика. С последним пунктом воевали крайне долго, поскольку Twisted Nematic довели параметр до совершенства, сократив до 1 мс. На сегодняшний день обе матрицы имеют схожие параметры быстродействия, только IPS опережает визави во всем остальном.

Также избавились от «волнений» при нажатии на монитор. Ткнув пальцем в экран вы не увидите радужных разводов. Офтальмологи также сходятся во мнении, что IPS куда легче воспринимается глазом, даже не защищенным.

Наиболее распространенные подкатегории:

  • S-IPS – технология с максимально низким откликом;
  • H-IPS – максимальная контрастность и однородность поверхности экрана;
  • P-IPS – обеспечивают охват в 1,07 млрд цветов с глубиной в 30 бит;
  • AH-IPS – цветопередача, улучшенная плотность и яркость при сниженном энергопотреблении.

PLS в качестве альтернативы

Многие думают, что PLS матрица – одна из разновидностей IPS, но на деле это разработка Samsung, применяемая в собственной же продукции.

Инженеры не слишком хотят афишировать особенности технологии, потому как производство мониторов на ее основе выходит несколько дешевле при схожем, а то и несколько лучшем качестве, если говорить про массовый рынок, а не профессиональные решения.

Из особенностей нужно отметить высокую плотность пикселей (вплоть до 2560х1440) без искажения картинки и потери качества. Средний отклик не превышает 5 мс, а яркость, контрастность и качество картинки находится на одинаковом уровне, если рассматривать конкурентные модели объективно.

Углы обзора со всех сторон стремятся к 178 градусам, при этом покрытие диапазона sRGB является полным, с какой стороны не глянь. Искажения и инверсии исключены. Подойдут PLS-мониторы людям творческим, а именно дизайнерам и фотографам.

Что купить?

Как видите, разработкой IPS занимается большее число людей, поэтому диапазон категорий матриц крайне широкий. Они подойдут и для дешевых офисных и для элитных дизайнерских мониторов. Главное – внимательно читать маркировку.

PLS – универсальное решение от Samsung, охватывающее все достоинства IPS, правда цена из-за этого несколько выше ввиду затрат на разработку и улучшение технологии. С другой стороны, картинка будет действительно великолепная и в фильмах, и в играх и в графических редакторах. Ну а решать уже вам.

О tn, va, ips матрицах мониторов

В зависимости от технологии производства в мониторах могут быть установлены разные типы матриц. Есть три основные технологии (TN, IPS, VA), а также их модификации. Пользователи в интернете очень часто спорят о том, какие матрицы лучше.

Если смотреть на монитор прямо, то довольно сложно определить тип матрицы, однако при наблюдении под  углом разница становится очевидной.

Именно из-за углов обзора лучше выбирать ips матрицу, и сейчас мы попытаемся объяснить это на наглядных примерах.

Сравнение углов обзора для разных типов матриц

Нам ничего не стоило немного “погуглить” и приложить следующие изображения с иллюстрацией изменения картинки в зависимости от угла обзора.

Самый наглядный пример – это монитор LG L203WT с IPS (справа) и TN (слева) матрицей.

Здесь очень хорошо видно, как угол обзора искажает цветопередачу на мониторе с TN матрицей, и картинка становится мутной и неестественной.

Что же касается VA матрицы, то для наглядности сгодится следующий пример:

Слева – монитор NEC24UXi с IPS матрицей, справа DELL 2407WFP HC с PVA. Как видите, то картинка под прямым углом выглядит нормально на обоих мониторах. Однако при просмотре под углом цвета на VA мониторе сильно искажаются, в то время как картинка на IPS выглядит естественно.

IPS матрицы

Как уже говорилось, каждый тип матрицы имеет свои определенные модификации. Например, для технологии IPS существуют следующие: s-ips, ah-ips, ad-pls, pls, ahva и другие. Сама же IPS технология является одной из самых используемых при изготовлении TFT-экранов – ее придумали в 1996 году.

Ее главными преимуществами являются глубокий черный цвет и довольно большие углы обзора, в чем мы уже успели убедиться на примерах выше. Модификации этой технологии – это конкретные усовершенствования, однако принцип остается тот же.

Например, S-IPS – это более усовершенствованная технология, позволяющая добиться низкого времени отклика пикселей, а S-IPS II, например, позволяет снизить энергопотребление.

VA матрицы

Технология VA (Vertical Alignment) также была разработана в 1996 году. Однако, в отличие от IPS технологии, она имеет определенные недостатки.

В первую очередь это большое время отклика пикселей, что делает подобные модели не совсем подходящими для игр, например. Также они отличаются небольшим углом обзора, однако характеристики цветности у них просто потрясающие.

Данная технология, конечно же, совершенствуется. Как результат, появляются конкретные модификации:

  • MVA – усовершенствование технологии. Главным изменением здесь является строение пикселя из двух частей. Это позволяет добиться более высокой четкости;
  • P-MVA – технология с улучшенной контрастностью и цветопередачей;
  • AMVA – технология с более низким временем отклика.

TN матрицы

Это наиболее старая технология, которая используется и сегодня, но только на дешевых и “слабых” мониторах, телевизорах. Такие матрицы дешевые, и на этом плюсы заканчиваются. Подобную технологию легко определить по очень низким углам просмотра, низкой контрастности и яркости при просмотре сборку.

Что касается усовершенствования, то оно банально: были добавлены специальные пленочки-фильтры, которые немного улучшили характеристики. Они получили названиеTN+film. Среди всех трех технологий они являются худшими. Помните об этом, когда будете выбирать себе монитор.